Жить по уму

Новости

Жить по уму

«Умный город» — ведомственный проект Минстроя России, который реализуется с 2018 года в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика РФ». «Умные» города: взгляд в будущее или объективная реальность? Какие города страны можно назвать «умными»? Какие «умные» технологии внедряются и как они меняют качество жизни людей? Об этом рассуждали участники онлайн-конференции, состоявшейся на площадке Отраслевого журнала «Вестник».

Михаил Викторов, президент Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ), руководитель комиссии по цифровизации строительной отрасли Общественного совета при Минстрое России:

— Я представляю интересы предприятий, вендоров, разработчиков тех самых технологий, которые определяют рельеф, извилины «умного» города. В последние два года было важно, чтобы IT-технологический фундамент стал российским. Работа велась еще до 2018 года, реализовывались десятки «пилотов», которые обкатывали технологии биллинга, счетчиков, дистанционный учет ресурсов. В последующем формировалась нормативная база. Сейчас работа ведется непосредственно с низов, с полей. Учет ресурсов — одна из ключевых основ реформы и формирования «умного» города. Мы должны точно понимать, сколько получаем и сколько тратим тепла, света, газа, воды. Представляя технологический блок, мы видим, что элементная российская база позволяет сейчас достаточно эффективно вести учет таких ресурсов. Другое дело, что идет плановая замена устаревшего оборудования. Мне, например, каждую неделю звонят из «Петроэлектросбыта», предлагают поменять счетчик, то есть я вижу учет потребления электроэнергии в личном кабинете. И большинство жителей страны — только за такие технологии, тем более, если они внедряются за счет монополиста. Работа, которую наши коллеги из Минстроя России проводят при реализации проекта «Умный город», масштабируется и распространяется на разные сферы жизни. Это транспорт, коммунальные и аварийные службы, безопасность. Это работа с крупнейшими застройщиками, возводящими мини-города, мини-районы, где вся совокупность средств учета работы с большими данными позволяет гармонизировать жизнь микрорайона, поселка и города в целом. За прошлый год мы объехали ряд регионов. Поразил Екатеринбург, где микрорайон Солнечный имеет потрясающую систему диспетчерского управления. Например, «умные» камеры позволяют найти кошелек, который потеряла бабушка, и в течение 20 минут служащие управляющей компании доставят его в квартиру. «Умные» датчики обеспечивают диспетчеризацию парковок, систем тепло-, газоснабжения и т.д.

«Умный» дом, «умный» город — это прежде всего безопасность. В ближайшие годы станут актуальными системы безопасности, позволяющие гражданину фиксировать, регулировать, обеспечивать и защищать доступ к своей личной жизни. Наша задача — добиться, чтобы вся линейка основывалась на отечественных разработках. В отличие от систем автоматического проектирования, где около 30 лет было стопроцентное доминирование американских продуктов, в вопросах эксплуатации у нас есть хорошая линейка отечественных разработок.


Анатолий Курманов, заместитель руководителя рабочей группы проекта Минстроя России «Умный город»:

— «Умный город» — проект государственный. Два года назад мы переработали его стандарт. Есть город Москва, бюджет которого больше совокупного бюджета нескольких регионов. А есть город Кострома, бюджет которого очень скромный. Сравнивать их между собой некорректно. Поэтому в стандарте мы зашили обязательную часть — мероприятия, которые реализуются в рамках национальных проектов и которые обеспечены полновесным бюджетным рублем. Это была основная проблема на старте проекта «Умный город», где городам взять деньги? И дополнительная проблема, где разные города в зависимости от бюджета, инициативы, в том числе органов местного самоуправления, могут реализовывать «умные» проекты?

Ежегодно мы публикуем IQ-рейтинг российских городов. За время реализации проекта он вырос на 40%, значит, мы движемся в правильном направлении. Некорректно оценивать IQ городов разных размеров и групп в одном рейтинге, поэтому он составляется в пяти категориях. В прошлом году в категории «Крупнейшие города» лидерами стали Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа и Красноярск, в категории «Крупные города» — Сочи, Тюмень, Смоленск, Белгород и Калиниград, в категории «Большие города» — Домодедов, Уссурийск и Артемовский городской округ, в категории «Административный центр» — Ялта, Горно-Алтайск, Елабуга, Ивантеевка, Лысьва.

«Умный» город — уже устоявшийся термин в русском языке. А начинался он с английского термина смарт-сити. Мне кажется, что более правильный перевод звучал бы интеллектуальный город. Его ключевой принцип — ориентация на человека, и не всегда это цифровые технологии в конце. Это могут быть цифровые технологии в начале, при прогнозировании принятия решений, к примеру. Комфортная городская среда, платформа обратной связи, бизнес-спринт — тоже «умный» город.

Все эти годы важно было поддерживать энтузиастов. В России проводится конкурс лучших муниципальных практик, в нем есть номинации «Умный город» и «Комфортная городская среда», где оценивается в том числе применение цифровых технологий. С 2019 года правительство одобрило нашу инициативу, и, кроме лучших городских округов, награждаются лучшие городские поселения. То есть «Умный город» расширяет границы. На реализацию своих проектов победители получили десятки миллиардов рублей.


Андрей Широков, председатель Комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Торгово-промышленной палаты России:

— Иметь «умную» территорию, сложенную в определенную систему, — желание многих губернаторов и мэров. «Умные» регионы, «умные» города, «умные» дома — это замечательно. Но я всегда спрашиваю, а кто заказчик? Кто потом платит за умные системы? Да, изначально мы тратим деньги из бюджета, а затем не понимаем, кто будет эксплуатировать…

На самом деле умные технологии не новы. Они давно существуют и в мировой практике, и в России. Но давайте подумаем. «Умная» квартира, «умный» дом, «умный» город. Квартира, МКД находится в частной собственности. Для того чтобы внедрить умные технологии, нужно решение конкретного собственника жилья или общего собрания собственников. Надо понимать, что любая современная технология умного управления потребует определенных затрат и сопровождения. Но согласится ли на это собственник?

Есть и другие важные вопросы. Кто будет являться собственником умных технологий, внедренных в среду городского или муниципального объекта? Кто будет готовить кадры для эксплуатации умных систем? А главное — кто будет пользоваться этими системами? Умные технологии внедряют банки, социальные структуры. И возникают проблемы: далеко не все граждане, которым предлагаются новые продукты, умеют ими пользоваться.

Наконец, важно понять, к чему в конечном счете приведет внедрение умных технологий: к удорожанию услуги для населения или экономии средств?

Чтобы рассчитывать на создание в наших городах по-настоящему «умных» пространств, необходимо получить четкие ответы на все вопросы.


Татьяна Вепрецкая, директор Ассоциации «Некоммерческое партнерство «Национальный жилищный конгресс», руководитель рабочей группы «Умный город» Общественного совета при Минстрое России:

— Анализ применения цифровых (умных) технологий в многоквартирном доме показал лидеров востребованного оборудования и технологий. На первом месте находятся запирающие устройства. Причем это уже не только простые домофоны, но и более сложные решения, обеспечивающие информацией об имуществе, расположенном на придомовом земельном участке, а также о событиях в МКД, оперативный выход на аварийно-диспетчерские службы и непосредственно на представителя управляющей организации. На втором месте — система обеспечения доступа к придомовой территории с обеспечением контроля расположенного на данном участке имущества.

Третью позицию занимают системы управления коммунальными ресурсами, в том числе умные индивидуальные тепловые пункты с погодным регулированием и автоматическим снятием показаний и с дистанционным управлением пунктом, благодаря применению которых повышается рациональное использование теплового ресурса, что влияет на платежи жителей и повышает комфорт в доме. На четвертом месте стоит умное видеонаблюдение за общественными пространствами придомовой территории, позволяющее детям свободно гулять на площадках, сокращать случаи вандализма за счет поиска виновников, причинивших ущерб, охранять имущество, расположенное на территории МКД.

Ситуация, сложившаяся на рынке жилищных услуг, не позволяет насытить его умными технологиями. Есть несколько причин, тормозящих внедрение и использование собственниками помещений МКД не единичных «умных» элементов, а полного цикла цифровых технологий для общедомового имущества.

Во-первых, вопрос доступности: на сегодня нет умных проектов повторного применения. Во-вторых, окупаемость: отсутствуют адаптированные банковские решения под внедрение умных технологий. В-третьих, сервисное обслуживание: мы можем купить, установить, но кто будет впоследствии проводить ремонт, обслуживать — таких сервисных центров мало. В-четвертых, нет большого количества предложений умных технологий, адаптированных для МКД.

Развитие сегмента умных технологий в многоквартирных домах напрямую зависит от государственной политики их применения при капитальном и текущем ремонте, эксплуатации общего имущества МКД. Если будут созданы условия для умных технологий на общем имуществе, они получат свое распространение и в квартирах самих собственников. Существующие проекты, связанные с безопасностью и управлением коммунальным ресурсом, являются высоко результативными.

В новых многоквартирных домах есть тенденция в ходе эксплуатации отказываться от инновационных систем жизнеобеспечения. Это связано с дорогостоящей эксплуатацией, отсутствием доступности сервисного обслуживания, кадров для содержания оборудования. В то же время отказ является обманом собственников, которые приобрели имущество с инновационными технологиями, а по факту оно не эксплуатируется. Требуется на законодательном уровне урегулировать данную проблему, запретив выводить из эксплуатации оборудование не иначе как на основании решения общего собрания собственников помещений МКД.


Юрий Рысин, заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, академик Международной академии архитектуры:

— Тема «умного» города была сформулирована в виде законодательных документов в 2018 году, но фактически начала реализовываться гораздо раньше. Элементы «умного» города появились по разным направлениям давно.

Одно из направлений — «умные» генеральные планы, с которых «умный» город начинается. Дискуссия о том, что важнее, что имеет право на существование — мастер-план или генеральный план, не жизнеспособна, поскольку мастер-план является эскизом генерального плана. Генплан — это умный, современный, цифровой документ, включающий в себя все необходимые разделы, в том числе и раздел безопасности. Он позволяет развиваться всем основным составляющим, без которых город, особенно крупный, не имеет шансов быть конкурентным.

Генпланы последних лет (например, Краснодара, Анапы, Новороссийска, Геленджика, Сочи на юге России) показывают, что это, во-первых, серьезнейшая аналитическая работа, а во-вторых, серьезнейший результат, который позволяет в процессе реализации этих документов спокойно, без сложностей проводить их актуализацию. Это то, без чего «умного» города быть не может, потому что, если не собрать единые элементы в единую ткань, они, может, жизнь и облегчат, но рывка в развитии городов, в обеспечении их современной инфраструктурой не произойдет.


Кирилл Солгалов, главный архитектор SPI Planning Group, член градостроительных советов города Владивостока и Приморского края, эксперт по направлению «Городское развитие» Агентства стратегических инициатив:

— Я специалист по городскому планированию. И именно городское планирование является базисом для того, чтобы город становился «умным», внедрял новые технологии. Работа с большими данными, оперирование ими, управление территорией на их основе и есть концепция «умного» города, если говорить о концепции смарт-сити в большом ее понимании.

Так, благодаря реализации данной концепции был разработан и утвержден мастер-план Владивостока. Это документ, который закладывает основу и направление движения в сторону как цифровизации, так и внедрения отдельных элементов «умного» города в каждую из областей знаний: транспорта, образования, системы распределения источников энергии, инженерных ресурсов и т.д.

Для муниципалитетов сегодня чаще всего важно не просто внедрять саму технологию «умного» города или систему управления отдельными ее элементами. Если мы говорим о комплексных подходах к городскому управлению, то в первую очередь должны рассуждать с точки зрения реализации принятых мастер-планов либо других глобальных стратегий. И здесь важно понимать, как мы управляем всеми ресурсами муниципального образования для того, чтобы добиться цели, прописанной в руководящих документах.

А для этого нужно внедрить методику сбора актуальных сведений на уровне каждого муниципалитета. И, как показывает практика, надо видоизменить структуру административного управления таким образом, чтобы не было задвоения функций, чтобы каждый орган имел достаточную, полноценную, комплексную, актуальную информацию и мог руководствоваться ею для принятия решений. Это более глобально, чем приборы учета, но именно данная базовая функция позволит понять, что город в действительности потребляет, в чем он нуждается, какие у него проблемы. Дальше можно переходить уже к решению вскрытых проблем.

Когда мы говорим про «умный» город, часто имеем в виду внедрение отдельных технологий. К примеру, «умный» светофор, который будет стоять на перекрестке и распознавать автомобили. Конечно, каждая из систем заслуживает внедрения, но без наличия общей системы, позволяющей добиться конечной цели, а она должна быть прописана в руководящих документах, сделать это весьма проблематично.

Еще один важный вопрос — подготовка кадров. Умные решения не могут внедряться теми средствами и технологиями, которым сегодня обучают наших студентов. Это технологии даже не десяти-, а тридцатилетней давности. Необходимо актуализировать подходы и объединить их с лучшими практиками, в том числе муниципального управления, которые существуют в стране.

источник Новости: Новость: Добавление - Общественный совета при Минстрое России (osminstroy.ru)
Вернуться к новостям