ТИМ сегодня и завтра

Новости

ТИМ сегодня и завтра

Все застройщики знают об обязательности перехода на технологии информационного моделирования. Но есть причины, по которым, даже зная, далеко не все спешат переходить. Да и в целом цифровые итоги 2024 года профессионалы называют неоднозначными

Результаты опроса, проведенного ассоциацией «Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования» (НОТИМ) в конце октября — первой половине ноября, гласят: лишь 11% организаций стройкомплекса были готовы на тот момент подтвердить, что полностью перешли на технологии информационного моделирования. 14% находились в стадии выбора и проведения пилотного проекта, 10% — на этапе утверждения стандарта (регламента) ТИМ-организации, создания шаблонов, библиотек, 16% подбирали работников с соответствующими компетенциями или обучали сотрудников в уже выбранном ПО. Но тут, пожалуй, особо важно вот что: 17% респондентов признали, что только внедряют понятие ТИМ и выбирают ответственное лицо, а 26% — что к внедрению ТИМ даже не приступали. И вряд ли за прошедший месяц что-то кардинально изменилось.
Что касается российского ПО, то сегодня его главным преимуществом перед зарубежным большинство игроков строительного рынка считают отсутствие санкционных рисков (этот вариант ответа набрали 44%). На втором месте оказался тот очевидный факт, что в отечественном ПО учтены требования российской нормативно-правовой и научно-технической базы (32%). Важными аспектами респонденты назвали информационную и национальную безопасность (23%), стоимость без привязки к валютным курсам, а также обучение персонала и прямую поддержку от разработчика (по 20%) и ряд других. Однако нельзя не отметить: 31% участников опроса заявили, что не видят в российском ПО никаких преимуществ.

 Среди основных проблем внедрения отечественного программного обеспечения президент НОТИМ, руководитель комиссии по цифровизации строительной отрасли и ЖКХ Общественного совета при Минстрое РФ Михаил Викторов особо выделяет рост цен, присутствие на рынке нелегального зарубежного ПО, отсутствие финансирования и субсидирования внедрения российских программных продуктов. Не случайно в планах правительства значится введение обязательного сбора за использование зарубежного ПО, а также льготного кредитования предприятий на приобретение и внедрение российских пакетных решений. По словам Михаила Викторова, для таких предприятий будут предусмотрены и дополнительные экономические стимулы.

— 2024 год стал для застройщиков годом уже непосредственной работы в ТИМ-поле (согласно правительственному постановлению № 331), но хочу подчеркнуть эволюционный характер этого перехода. То есть сначала все-таки речь идет только о проектировании с применением инструментов и программного обеспечения по технологиям информационного моделирования. Да, здесь по-прежнему стоит вопрос импортозамещения, но, опережая следующий вопрос, скажу: существующих российских решений хватает, чтобы закрыть 95% потребностей нашего рынка. Конечно, есть еще незакрытые ниши, но они носят узкоспециальный характер и на общую картину все-таки не влияют.

— Если оценивать уровень внедрения технологий информационного моделирования в строительной отрасли от нуля до десяти, вы бы какую «оценку» поставили?

— Я бы поставил крепкую шестерку, и вот почему. Абсолютное большинство застройщиков знают о необходимости перехода на ТИМ, существенная часть информирована о том, что есть российские решения. Какая-то часть игроков рынка — в первую очередь крупные — уже во всем разобрались и довольно плотно интегрировались в ТИМ-периметр, в том числе с использованием российских решений. То, что холдинг Setl Group публично объявил о своем проектном ТИМ-достижении, мы можем только приветствовать и обратить внимание других застройщиков на применение этого опыта по принципу «делай как я». Хотя, конечно, ПО Rengа тестят сейчас довольно много, уже можно сказать, массово. Однако многие средние и мелкие застройщики, особенно региональные, откровенно тормозят. Мне думается, прежде всего по двум причинам. Первая — это все-таки привычка и любимое многими правило «лучшее — враг хорошего»: оно, к сожалению, здесь очень сильно работает. А вторая, в общем-то, равносильная, равновесная причина — это экономическая составляющая: техническое перевооружение, обучение и переобучение персонала, более того, изменение алгоритмов и стандартов работы предприятия — это весьма болезненный организационный шаг. Да, он даст свой эффект, но с прицелом на через год-полтора-два, а деньги-то тратить надо сейчас, и менять внутреннюю оргструктуру компании — тоже. А вот именно сейчас многие застройщики просто к этому не готовы, и здесь даже не надо долго объяснять почему: общая экономическая ситуация, падение спроса, высокая ставка ЦБ и так далее. Вот поэтому НОТИМ поднимал и будет поднимать еще раз вопрос: сегодня ТИМ-отрасли нужно не просто администрирование путем выпуска различных постановлений и приказов, нужны экономические стимулы и льготы.

— У НОТИМ наверняка есть конкретные предложения?

— Безусловно. Прежде всего мы считаем, что льготы должны предоставляться через систему проектного финансирования: чтобы банки с учетом цифровой зрелости застройщика, с учетом активности внедрения им тех или иных цифровых продуктов все-таки предлагали сниженную процентную ставку проектного финансирования по проектам, которые они одобряют. Ну и, наверное, отдельно отмечу роль надзорных органов и их пусть в мягкой форме, но именно требований к наличию цифровых моделей, к наличию и использованию российского ПО. Я считаю, что как раз Главгосэкспертиза как одна из самых сильных цифровых команд, региональная государственная и даже негосударственная экспертиза активно способствует развитию ТИМ-системы через свои требования. То же самое будет касаться и органов Госстройнадзора, которые более чем серьезно относятся к внедрению ГИС, открытию соответствующих электронных сервисов, возможности работы с цифровыми моделями. НОТИМ работает с большим кругом региональных отделений Госстройнадзора (не буду называть конкретные регионы, но это регионы-лидеры), и в частных беседах руководители прямо говорят, что цифра позволяет им выполнять выросший объем работы и, что еще важнее, сохранять ее качество. Понятно ведь, что региональные власти, как правило, отказывают в увеличении штатов, в их количественном и качественном росте, поэтому именно цифра позволяет держать планку на высоком уровне.

— А нужны ли, по вашему мнению, какие-то законодательно-правовые и нормативные ТИМ-изменения?

— Я, конечно, хочу отметить большую работу, которую Минстрой провел три-четыре года назад в части выпуска первых сводов правил и стандартов ТИМ. Но жизнь стремительна, сегодняшняя практика уже перегнала это нормативное поле, и многие участники рынка, конечно, говорят о том, что первоначальные документы необходимо перерабатывать, но хочу сказать, что ТК 505 (технический комитет по стандартизации «Информационное моделирование») активно работает и, кстати, предоставляет возможности для публичных дискуссий. Но я бы здесь, наверное, хотел вернуть мяч на сторону игроков рынка: как правило, когда доходит до дела, с их стороны звучит крайне мало предложений, мало вариантов каких-то конструктивных изменений, имеющих хорошо аргументированную основу. Так что перед НОТИМ и нашими вендорами стоит в том числе задача в 2025 году приложить максимум усилий и помочь Минстрою и ТК 505 в части обновления нормативной базы, которая на данный момент существует.

Беседы BFM.ru с профессионалами рынка позволяют утверждать: при наличии определенных цифровизационных успехов строительной отрасли существует и целый ряд не решенных пока вопросов. И цифровые итоги конкретно этого года уж никак нельзя раскрасить в какой-то один цвет. Всем очевидно, пожалуй, только одно: подход к бюджету цифровизации становится все более продуманным и реалистичным, и в решениях появляется все больше трезвости.

Источник 
Вернуться к новостям