Тезисы С. В. Степашина на заседании Общественного совета по итогам работы 2022 года

Новости

Тезисы С. В. Степашина на заседании Общественного совета по итогам работы 2022 года

Добрый день, уважаемые коллеги! Добрый день, Ирек Энварович! Сегодня мы проводим отчетное заседание за 2022 год, в течение которого мы работали при экстремальных для всех обстоятельствах, и на первый план вышли вопросы экономической, информационной, военной и технологической безопасности страны. В этих условиях стройкомплекс не только выполнял задачи национальных проектов, но и восстанавливал, возвращал к достойному уровню условия жизни в городах и населенных пунктах на освобожденных территориях.

Знаковым событием для отрасли стало принятие Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года. В этой работе Общественный совет работал в тандеме с министерством, которое всегда может опираться на профессиональную экспертизу, поддержку и инициативы профессионального сообщества. Благодарю Министра строительства и ЖКХ Ирека Энваровича Файзуллина за внимание к нашим предложениям и конструктивное взаимодействие.



1. Работа совета, статистика

1.1. В 2022 году был частично обновлен состав Общественного совета, его фактическая численность составила 35 человек. Действовали 18 Комиссий, 18 экспертных рабочих групп по конкретным направлениям, где работает 508 экспертов.
1.2. За год проведено 4 заседания Общественного совета и 66 заседаний комиссий и рабочих групп. Рассмотрено 187 вопросов, приято более 440 протокольных решений. Даны заключения по 8 проектам нормативных правовых актов, а также по Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Рассмотрено 14 обращений граждан - по всем приняты меры реагирования, направлен ответы заявителям. В целях обеспечения открытости работала Экспертная группа по мониторингу общественного мнения, социальные сети и сайт Общественного совета, где за год опубликовано порядка 800 новостей и материалов с комментариями членов Общественного совета по актуальным вопросам отрасли.
1.3. В отчетном периоде продолжала свою работу Ассамблея общественных советов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства– в ее состав входят 104 члена из 68 регионов субъектов Российской Федерации. Сегодня мы получаем от членов ассамблеи конкретные предложении по текущей ситуации. Так в наш адрес поступило предложение от коллег из Курска по вопросу отмены 44-ФЗ на период СВО. Причины инициативы от приграничного региона понятны, мы примем этот вопрос к обсуждению.
1.4. Основными направлениями деятельности Общественного совета в 2022 году стала выработка предложений по мерам поддержки отраслей, импортозамещению и другим мероприятиям, которые создают условия для стабильной и качественной работы строительного комплекса и ЖКХ.

2. ЖКХ
Начну с темы ЖКХ, которая остается одной из самых горячих.
2.1. С начала года нам поступают сигналы и вопросы о лавинообразном росте цен на ЖКУ, в первую очередь – за отопление. Те граждане из регионов, кому уже сделали перерасчет и за отопление, и за общедомовые нужды, отмечают рост ежемесячного платежа в 2–2,5 раза. Пока фиксируются единичные случаи произведенных перерасчетов, основная волна начислений, скорее всего, произойдет в марте, и по некоторым оценкам составит 50%. ФАС уже приступила к анализу индексации тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 16 тысячах муниципалитетов.
Конечно, отрасли нужны экономически оправданные тарифы, а малоимущие граждане могут рассчитывать на меры поддержки при оплате ЖКУ, однако такие резкие повышения сегодня, когда на экономику и ее граждан оказывается колоссальное давлением, могут быть неподъемными для людей и стать триггером негативных процессов в обществе. Комиссия по ЖКХ предлагала подходить к этой работе диверсифицированно, с учетом материального положения граждан в регионах. Считаю, к этому вопросу нужно вернуться.
2.2. Также указанная Комиссия ставила вопрос о том, что необходимо создавать постоянно действующую систему ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда путем консолидации финансовых средств, направляемых на эти цели, как государства, так и граждан (средства фондов капитального ремонта соответствующих домов).
В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть вопрос переформатирования региональных фондов капитального ремонта в фонды развития территорий (по аналогии с федеральным фондом).
Программы капитального ремонта должны быть синхронизированы как с программами переселения из аварийного жилья, так и с программами модернизации коммунальной инфраструктуры. Политика усредненных тарифов на капитальный ремонт общего имущества рано или поздно приведет к крайне негативным последствиям, в связи с чем от нее необходимо отказываться, и переходить к тарифам дифференцированным, исходя из потребностей каждого многоквартирного дома.
2.3. Необходимо отойти от тактики «ужесточения лицензионного контроля» и озаботиться повышением его эффективности. При этом эффективным такого рода контроль может быть лишь при соблюдении баланса интересов как потребителей, так и управляющих организаций и РСО. В настоящее время в данной сфере присутствует серьезный дисбаланс прав и обязанностей, который не позволяет добиться эффективности регулирования отрасли, несмотря на многочисленные, регулярно происходящие «ужесточения».
2.4. ЖКХ столкнулась с проблемой доступности оборудования и комплектующих к нему. Мы предложили систему поддержки и часть этих предложений была принята.

3. Лифтовое хозяйство
Говоря о капремонте, нельзя не отметить работу, которую проводит Комиссия по лифтовому хозяйству, формируя предложения по ускоренной замене лифтов и их производству на территории страны. В 2022 году продолжает реализовываться проект ускоренной замены лифтов, разработанный Комиссией. Основной акцент в этом году был сделан на реализацию проекта для владельцев специальных счетов. В многоквартирных домах, где выбран спецсчет, необходимо 32 тысяч лифтов, отработавших назначенный срок службы (25 лет). Проблема в таких домах в том, что средств не хватает на замену сразу всех лифтов в доме. Чтобы решить ее, Комиссия разработала совместно с профильными объединениями и при поддержке Минстроя России механизм, позволяющий произвести замену лифтов по фиксированной цене с возможностью рассрочки оплаты 50% стоимости замены на срок до 5 лет.
Для регионов разъяснения по этому проекту даны на Всероссийском вебинаре, в котором приняли участие более 1500 специалистов из всех регионов страны. Считаю, что нужно отметить работу Комиссии как эффективную.

4. Стройматериалы
Необходимость импортозамещения, дефицит ряда строительной продукции обострил тему, которую Общественный совет поднимал неоднократно - фальсификация строительной продукции и зависимости производства стройматериалов от импортных составляющих. Сформированы и отправлены в заинтересованные ведомства предложения введении понятия фальсификации строительной продукции, о временном освобождении от уплаты таможенных пошлин на импортируемые строительные материалы, изделия, оборудование, машины и механизмы для проведения строительных работ, что позволит поддержать отрасль и окажет позитивное влияние на снижение стоимости.

5. Ценообразование
Комиссия по вопросам ценообразования в 2022 году принимала активное участие в мероприятиях по переходу на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства.
Проводилась работа в ряде пилотных регионов по наполняемости ФГИС ЦС. Рабочие группы 21 региона России прорабатывали возникающие вопросы при наполнении базы ФГИС ЦС. По отдельным регионам произошло увеличение показателя по номенклатуре строительных ресурсов в 2 раза.
Также в 2022 году был осуществлен пилотный проект по пересмотру оплаты труда рабочего 1 разряда, занятого в строительстве в 11 регионах. Общий рост показателя заработной платы рабочего-строителя с 2021 года по 2022 год по Российской Федерации составил 15,1%, по пилотным регионам значительно выше – от 27 до 24,6 процентов (Ивановская, Брянская, Ульяновская области).
С целью контроля реализации постановления Правительства РФ № 1315 по изменению существенных условий контракта в строительстве и для проведения работы по данному направлению с региональными органами исполнительной власти была разработана система «светофоров». По поручению Минстроя России проводился мониторинг исполнения данного механизма в субъектах РФ. Увеличение стоимости контрактов по РФ составило ориентировочно на 180 млрд рублей, средний рост - 20 %.
В 2023 году планируется продолжить работу по данным направлениям. Благодарю Комиссию по вопросам ценообразования за проделанную работу.

6. Экспертиза
Подчеркну эффективность совместной работы департаментов Минстроя России и комиссий общественного совета. Департаменты Контроля и Градостроительства с участием нашей Комиссии по вопросам разрешительной совместно готовили «Перечень направлений деятельности на право подготовки заключений государственной и негосударственной экспертизы проектной документации». Были споры, разногласия. В итоге этот важный документ утвержден приказом Министра 9 ноября прошлого года и зарегистрирован Минюстом России. Тысячи экспертов вздохнули с облегчением, так как срок действия квалификационных сертификатов продлевается после предоставления необходимого количества заключений и прохождения переподготовки по специальности.
Руководители двух комиссий Леонид Воронин и Татьяна Тихонова плотно работали с Департаментом градостроительства и заместителем Министра - Музыченко Сергеем Григорьевичем. Было налажено оперативное взаимодействие по рассмотрению замечаний и предложений профессионального сообщества, проектировщиков и экспертов по совершенствованию нормативной базы в строительстве. Эта работа должна быть продолжена, так как нужно будет ещё вносить поправки в постановление Правительства РФ № 963.

7. Жилищная политика
Остается важным вопрос выполнения обязательств по обеспечению граждан нашей страны жильем. Стройкомплекс ввел рекордное количество – более 100 млн кв метров жилья, уже есть огромный задел в виде реализуемых более чем на 400 млн кв метров на будущий период. Очень активно развивается ипотека, что, безусловно, поддерживает спрос.
Однако, по мнению наших экспертов, мы не можем решить вопрос жилья только ипотекой, нужны другие инструменты, особенно сегодня, когда цены на жилье в агломерациях растут очень быстро и покупка квартир доступна только самым состоятельным группам граждан. По данным Комиссии по жилищной политике, инфляция на рынках жилья за период II квартал 2019 г. – II квартал 2022 г. составила 176%. Такой рост цен на жилье не компенсируется льготной ипотекой. Очень скоро мы встанем перед проблемой платежеспособного спроса на покупку жилья. Поэтому рынку и гражданам нужны и другие инструменты и возможности.
Комиссия по жилищной политике сформировала обоснование необходимости развития системы социального найма и аренды, а также ряд предложений по данному вопросу. Информация и предложения представлены заместителю министра Никите Евгеньевичу Стасишину, идет совместная работа.
В рамках работы Ассамблеи Общественный совет при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Пензенской области, совместно с Ассоциацией пензенских строителей отмечают достаточно высокую потребность в новом жилье среди тех, кто не может позволить себе его приобретение за полную стоимость и по тем или иным причинам не сможет или не готов взять ипотечный кредит. Выходом для них могло бы стать участие в жилищно-строительных кооперативах (ЖСК), идею возрождения которых подержал Президент РФ В.В. Путин.
Однако до сих пор существуют препятствия для создания ЖСК. Например, отсутствие у регионов и муниципалитетов обязанности, а фактически и права на безвозмездное выделение земли под строительство жилья членами ЖСК. Малообеспеченным категориям граждан, желающим объединить свои усилия в рамках ЖСК, просто негде построить дом. Мы предлагаем внести в законодательство необходимые изменения для решения проблем с предоставлением земельных участков в регионах под строительство жилья силами ЖСК.
Также считаем, что требуется расширить перечень лиц, имеющих право на вступление в ЖСК. Профсоюз работников жизнеобеспечения, в частности, предлагает включить в этот перечень работников организаций ЖКХ, что может служить дополнительным стимулом для снижения текучести кадров в отрасли.
Справочно: По данным территориальных комитетов Профсоюза жизнеобеспечения на предприятиях ЖКХ текучесть кадров превышает 30%, неукомплектованность штатов в некоторых организациях отрасли достигает 50%, молодежь в общей численности персонала составляет 16-18%.
Еще один инструмент – ИЖС, тема, которую поднял именно общественный совет еще 6 лет назад. Практически все предложения и рекомендации по развитию малоэтажного и индивидуального жилья, предложенные Комиссией по индивидуальному жилищному строительству в 2022 году, были учтены в работе министерством. Сегодня государство уделяет теме много внимания, однако, по данным ДОМ.РФ, лишь один частный дом из 10 строится с привлечением ипотеки в РФ.
Комиссией сформирован пул предложений по развитию индустриальных малоэтажных жилищных комплексов, разработке региональных дорожных карт по упрощению процесса получения необходимых документов для оформления разрешений на строительство проектов комплексного ИЖС и многое другое. Предложения направлены в Минстрой. В случае одобрения этих мер Правительством Российской Федерации к 2030 году, по прогнозу Комиссии по ИЖС, ввод индивидуального жилья может составить значительно больше 70 млн м2.

8. Кадры
В прошедшем году одной их ключевых стала тема подготовки кадров в рамках работы комиссии Ефима Басина и других заинтересованных комиссий. Например, рассмотрены и предварительно поддержаны две инициативы – по повышению занятости в отрасли россиян и по привлечению иностранных студентов с прохождением производственной практики на строительных объектах на территории Российской федерации.
Кроме того, на новый уровень предлагается вывести наш проект «Я-строитель будущего», мероприятия которого включены в общий план Десятилетия детства в России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2022 года №1304-р. Под эгидой проекта мы начали формировать единую цифровую платформу лучших практики по популяризации строительных профессий, региональные проекты и программы, олимпиады, связанные с темами строительства и ЖКХ. Так ежегодный конкурс «ТИМ-Лидеры» в этом году прирос школьной номинацией в рамках цифровой составляющей ЯСБ. Это новый опыт, который будет расширяться на базе нашей Комиссии по цифровизации.
Продолжается образовательная программа для Детского совета. Ребята получают знания на базе НИУ МГСУ – нашего партнера по проекту ЯСБ, недавно мы организовали их поездку в Санкт-Петербург, где они посетили стройку и лифтовой завод, познакомились с архитектурой города. Программа у ребят насыщенная, мероприятий проведено много, и вы можете увидеть это в нашем отчетном буклете.
Мы продолжаем поддерживать мероприятия по цифровизации отрасли, которые ведет наша Комиссия по цифровизации вместе с НОТИМ, способствовать внедрению ТИМ, которое, надо признать, на практике идет сложно. Сегодня Минстрой и профсообщество сообща работают над этой проблемой, десантируя в регионы специалистов в рамках профессиональных форумов и конгрессов с целью обмена опытом, предоставления информации об успешных практиках и отечественном программном обеспечении.

9. Благотворительность
Искренне благодарю членов Общественного совета за активность и шефскую помощь Дивеевской школе-интернату. Благодаря Анвару Шамузафарову и Благотворительному фонду «Помощь больным детям», Анатолию Воронину, Леониду Казинцу, Ефиму Басину, Галине Горбатых, Сергею Чернышову, Светлане Кузьменко, Илье Пономареву, Татьяне Тихоновой и другим была не только оказана помощь в ремонте помещений и собраны посылки к праздникам день Защиты Детей и Новый год, но в скором времени будут закуплены обучающие комплексы и развивающие игры для ребят.
Вместе с ИПО Общественный совет приял участие в гуманитарной миссии – оказанию всесторонней поддержки вынужденным переселенцам, прибывающим на территорию Российской Федерации из Донбасса. Первая партия гуманитарной помощи была оперативно доставлена 4 марта 2022 года в Ростовскую область, где размещены дети из школ-интернатов Донбасса.
Еще раз отмечу: члены Общественного совета текущего созыва – очень профессиональная команда, с глубоко государственным подходом к делу. Об этом говорит и то, что основой рабочей группы "Строительство, урбанистика и ЖКХ" Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации являются члены нашего совета.
Темы экспертного совета:
 Альтернативные строительные технологии: о применении несущих стальных каркасов и деревянных конструкций, в том числе из перекрестноклееной древесины, в массовом строительстве;
 Предложения по формированию новой формы концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства для развития систем теплоснабжения малых и средних населенных пунктов;
 Совершенствование правового регулирования в сфере управления многоквартирными домами;
 Перспективы рынка управления многоквартирными домами, в том числе с учетом создания «гарантирующей управляющей организации».

Благодарю за внимание!

Вернуться к новостям