Строительная орбита: Интервью Сергея Степашина о приоритетах работы Общественного совета

Новости

Строительная орбита: Интервью Сергея Степашина о приоритетах работы Общественного совета

В преддверии юбилея Российского Союза строителей интервью нашему журналу дал Председатель наблюдательного совета Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», Председатель Общественного Совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Сергей Вадимович Степашин, который рассказал о том, каковы основные приоритеты работы нового состава Совета, какие поправки требуются в части адресных программ по сносу и реконструкции жилья в регионах РФ, как реализуются эти программы в регионах, а также поздравил Российский Союз строителей со знаменательным событием.

В  преддверии юбилея Российского Союза строителей интервью нашему журналу дал  Председатель наблюдательного совета Госкорпорации  «Фонд содействия  реформированию ЖКХ», Председатель Общественного Совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Сергей Вадимович Степашин, который  рассказал о том, каковы основные приоритеты работы нового состава Совета, какие поправки требуются в части адресных программ по сносу и реконструкции жилья в регионах РФ, как реализуются эти программы в регионах, а также поздравил Российский Союз строителей со знаменательным событием.


Сергей Вадимович, являясь председателем Общественного совета Минстроя России, как Вы можете оценить предварительные итоги его деятельности в текущем году?

— Общественный совет остается тем самым звеном, которое усиливает работу Минстроя своим профессиональным опытом и заинтересованностью в качественной реализации управленческих решений, нацеленных на улучшение жизни наших граждан. За прошедшие с начала работы три месяца все комиссии провели заседания, сформировали составы экспертов, начали работать по планам, которые наметили. Новый состав – это всего 36 человек, 16 комиссий, работа которых подкреплена пулом ведущих экспертов отрасли. Наши рабочие инструменты -это квалифицированные экспертные оценки принимаемых решений, механизмы обратной связи с предпринимательским сообществом и населением и эффективный общественный контроль.

У нас в совете начали работать новые комиссии: по ценообразованию, по СРО и проектному финансированию. Их создание – ответ на вызовы времени. Актуализация цены на сметные нормативы строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования была отражена в поручениях Президента России. Уже много сделано, произошли изменения в законодательной базе. Однако до сих пор в ряде регионов нет должных методик расчета цен. Из-за этого при составлении проектно-сметной документации зачастую учитывается не актуальная для рынка стоимость закупки определенных материалов, поставки импортного оборудования. В результате страдает качество проводимых работ. Эти и другие вопросы мы обсуждаем с бизнесом и предлагаем решения министерству.

Еще одна новая комиссия - Комиссия по проектному финансированию. С 1 июля 2019 года российские застройщики лишились возможности привлекать деньги дольщиков напрямую. Средства граждан, вложенные в приобретение жилья, хранятся на счетах эскроу, а строительство ведется за счет банковских кредитов. Объемы выхода новых проектов на стройку из-за этого ниже, чем это нужно для реализации нацпроекта. Необходимы новые идеи и меры поддержки. Недавно я направил в адрес министра предложение упростить требования банков к малым застройщикам в рамках проектного финансирования. Это инициатива выработана Комиссией. Мы предлагаем привлечь отраслевых экспертов для формирования унифицированного списка единых требований, предъявляемых банками к рассмотрению заявок малых застройщиков на получение проектного финансирования.

Комиссия по СРО – также требование профессионального сообщества. Эта тема многие годы остается в поле общественного и государственного внимания, она неоднозначна, здесь много острых ситуаций. И мы видим, что комиссия при Общественном совете становится площадкой для принципиального и открытого обсуждения данной проблематики.

У нового состава совета есть намерение действовать открыто и активно.  Мы по опыту работы первого состава знаем, что можем добиться хороших результатов при надлежащей организации работы и обеспечении действенного диалога с министерством, бизнесом и гражданами. Так, вместе с Минстроем России мы принимали участие в разработке важнейших для страны, отрасли и граждан документов, в том числе национального проекта «Жилье и городская среда», проектов Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2035 года и иных нормативно-правовых актов. Формировали предложения по выводу отрасли из сложной ситуации, вызванной новой коронавирусной инфекцией. .

Каковы основные приоритеты работы нового состава Совета? Какие ключевые задачи стоят сегодня перед Вами?

— Общественный совет видит возможность как для продолжения тех направлений деятельности, которые уже ведутся вместе с Минстроем, так и для ее расширения, как этого требует ситуация в отрасли.

Безусловно, важнейшим документом для нас в настоящий момент является Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения. Серьезные антикризисные меры в рамках плана предусматриваются и в отношении строительства и ЖКХ. Это более 170 мероприятий.

Проекты изменений в Жилищный кодекс РФ и подзаконные акты уже широко обсуждаются экспертным сообществом, регионами и бизнесом, и, не скрою, вызывают немало критических замечаний. В план действий вошли предложения по поддержке отрасли ЖКХ. Мы эту тему обсуждали во время пандемии трижды, сформулировали целый ряд предложений Минстрою и Правительству. Есть направления, которые в плане не нашли должного отражения. Например, предложения по модернизации уже существующей коммунальной инфраструктуры. А ведь этот проект может привести не только к повышению качества жизни наших граждан и снижению коммунальных платежей, он может стать мощным драйвером региональной и местной экономики, создать новые рабочие места, обеспечить поступление налогов в региональные и местные бюджеты. Считаю, что к обсуждению темы модернизации коммунальной инфраструктуры необходимо подойти со всей тщательностью. Это касается и темы повышения энергоэффективности ЖКХ и нормативного регулирования этого процесса.

Сегодня Общественный совет принимает участие в обсуждении законодательства, направленного на комплексное развитие территорий. Мы видим как пользу этого закона, так и те его положения, которые необходимо усилить и прописать более четко. Сегодня наши комиссии разрабатывают и предлагают Минстрою и отраслевому сообществу ввести механизмы, позволяющие выявлять на рынке недобросовестных поставщиков, а также фальсифицированную строительную продукцию.

Продолжается активная работа в области внедрения технологий информационного моделирования, введения системы независимой оценки квалификации. Общественным советом вместе с общественной организацией «ЖКХ-Контроль» и Общественной палатой проведено Всероссийское совещание, где приняли участие более 150 человек из 73 регионов.

У нас работает Ассамблея Общественных советов – это единственная и уникальная в стране практика взаимодействия с региональными советами. Она помогает совету найти решения проблем, на которые указывают нам граждане нашей страны. Кстати, в последнее время увеличилось число обращений к нашим общественникам – их более 30 тысяч. Обращаются люди, которые не смогли найти понимание в органах местного самоуправления. Мы берем на контроль эти вопросы и ищем решения. Очень важно, что мы видим обратную связь от людей, это помогает нам ставить профессиональные вопросы и задачи перед Минстроем и правительством страны.

Конечно, продолжаем решать важнейшую задачу Общественного совета - информирование граждан о текущих изменениях в сфере строительства и ЖКХ, разъяснение потребителям жилищно-коммунальных услуг их прав и обязанностей. Наш Общественный совет всегда был в первой тройке лидеров по открытости, и снижать темпы мы не собираемся.

Какие поправки, на Ваш взгляд, требуются в части адресных программ по сносу и реконструкции жилья в регионах РФ?

— Жилищное законодательство постоянно меняется, совершенствуются механизмы реализации программ, появляются новые возможности для частных инвестиций.

Например, в конце декабря 2019 года были внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Законом предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий. Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые заключат с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, или договоры о комплексном развитии территорий, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по приобретению для переселяемых граждан жилых помещений или выплату им возмещения. Эта субсидия будет предоставляться по мере исполнения застройщиками своих обязательств, и составлять до 25% стоимости переселения.

Реализация проектов развития застроенных территорий, которые могут осуществляться с участием средств, предоставленных Фондом ЖКХ, позволяет не только улучшать качество городской среды, но и вовлекать в жилищное строительство дополнительные объемы частных инвестиций, способствуя достижению целевых показателей национального проекта «Жилье и городская среда».

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, благодаря которому регионы смогут ускоренными темпами реализовывать программы по расселению аварийного жилья. В документе предлагается наделить Фонд ЖКХ правом привлекать кредиты и займы на эти цели.

Кроме того, устанавливается возможность предоставления Фондом финансовой поддержки сверх актуального лимита (но в пределах суммарного лимита до 2024 года) за счет временно свободных средств и за счет привлеченных Фондом ЖКХ займов, кредитов.

Если говорить о перспективах развития отрасли, то летом 2020 года по поручению Правительства РФ Фонд ЖКХ представил в адрес Минстроя России свои предложения по расселению аварийного и ветхого жилья.

В частности, предлагается снять ограничения по срокам признания домов аварийными для включения в программы переселения, а также по срокам действия таких программ. При этом сохранить действующий подход к определению последовательности расселения домов исходя из даты признания их аварийными (первоочередному переселению подлежат граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или на основании вступившего в законную силу решения суда).

Стимулирование привлечения частных инвестиций в программы переселения позволит сократить бюджетные расходы на их реализацию. Для этого предлагается, в том числе, установить требование приоритетности использования механизма развития застроенных территорий при выборе способа реализации мероприятий программы переселения, для чего ввести требование по оценке инвестиционной привлекательности таких проектов для всех кварталов, где есть аварийные дома. Кроме того, сформулирован ряд предложений по совершенствованию механизмов развития застроенных территорий.

Предлагается создать дополнительные источники финансирования программ переселения, а также оптимизировать расходы на их реализацию: в том числе предусмотрено строительство жилья для предоставления гражданам по договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Также сформулирован ряд предложений по расселению ветхого жилья («ветхий жилищный фонд» - ограниченно-работоспособное состояние многоквартирного дома или его конструктивных элементов). Например, обеспечение возможности включения ветхих домов в состав проектов развития застроенных территорий, а также выделение ветхих домов в отдельную подпрограмму капитального ремонта, формируемую по потребности проведения работ, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации жилья и т.д.

Как реализуются региональные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда? С какими трудностями приходится сталкиваться в этой работе? На что ориентируетесь в первую очередь, работая в этом направлении?

— Целевой показатель этого года был выполнен уже к маю. На 1 ноября его выполнение было достигнуто в 49 субъектах РФ (выполнение составило от 100 до 573,4 процентов). В среднем по Российской Федерации, с учетом перевыполнения плана 2019 года, достижение целевых показателей 2020 года составило 180,29процента по числу переселенных граждан и 161,1 процента - по расселенной площади. С начала года переселены 98,44 тыс. человек из аварийного жилья площадью 1,611 миллиона квадратных метров при плане 54,6 тысячи человек и миллион квадратных метров. А с начала реализации федерального проекта ликвидировано 1,752 миллиона квадратных метров аварийного жилья, переселены 106,64 тысяч человек.

В числе лидеров по количеству переселенных граждан - Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (переселены в новое жилье 11,57 тыс. человек, целевой показатель 2020 г. выполнен на 425,11%), Ямало-Ненецкий автономный округ (переселены 10,58 тыс. человек, выполнение целевого показателя 2020 г –423,68%), и Пермский край (переселены 9,38 тыс. человек (выполнение целевого показателя года –311,94 %). Думаю, к концу года в других регионах показатели выполнения программы будут выглядеть не хуже.

Более того, у нас ускоренно, то есть до 31 декабря 2023 года, планируют завершить реализацию программы 39 регионов. А 14 регионов уже взяли на себя обязательство закрыть программу по расселению аварийного жилья раньше срока, определенного программой - 1 сентября 2025 года. В начале октября этого года такое соглашение было подписано с Сахалинской областью, которая обязалась завершить программу в этом году.

Досрочно, до 31 декабря 2020 года, завершить региональную программу переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года, планирует и Карачаево-Черкесская Республика. Соответствующее соглашение с Фондом ЖКХ было подписано 19 октября 2020 года.

Приоритетом для Фонда остается своевременное переселение граждан в качественное, безопасное, комфортное жилье. Что касается трудностей, они есть в любом деле, но при грамотном планировании и четком исполнении поставленных целей удается достигнуть.

Кроме того, при возникновении каких-то вопросов Фонд ЖКХ всем регионам оказывает методическую поддержку. Наши специалисты помогают разобраться: в рабочем порядке или выезжают наши рабочие группы.

Какое внимание уделяется вопросам качества построенного в рамках программы переселения жилья? Учитывается ли при этом параметр его энергоэффективности?

— Вопрос контроля качества построенного жилья для Фонда ЖКХ всегда был в приоритете. Все замечания, касающиеся построенных домов, которые поступают от граждан, общественных организаций НП «ЖКХ Контроль» и Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию» или средств массовой информации включаются в Реестр обращений. По состоянию на 6ноября 2020 года на контроле госкорпорации в реестр обращений внесены 177 обращения по 158 домам. Данные дома находятся на контроле Фонда и органов исполнительной власти субъектов РФ до полного устранения нарушений.

Хочу заметить, сейчас проблемы с качеством нового жилья возникают значительно реже, количество жалоб снижается. Если в 2016 году в Реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, было включено 1 130 многоквартирных домов, то уже в 2017 году – 905 домов, в 2019 году – 381 дом.

Что качается энергоэффективности новых домов, то такого требования к строящемуся жилью в настоящее время, к сожалению, нет. Да, с одной стороны, проведение энергоэффективных мероприятий дало бы определенное удорожание строительства. Но, с другой, - при эксплуатации снизится потребление электроэнергии и люди будут платить на 40% меньше за тепло, за электричество. Считаю, что при строительстве новых домов - их энергоэффективность должна быть обязательным условием. На электроэнергии, на тепле мы теряем огромные деньги. Почти 300 миллиардов рублей в год. Вот вам и дополнительные средства на новые технологии.

Насколько актуален вопрос цифровизации в сфере ЖКХ? Какие результаты может дать эта новация?

— Вопрос комплексной цифровизации сферы ЖКХ крайне важен. Цифровизация уже давно стала частью нашей жизни и постепенно становится частью отраслей строительства и ЖКХ, оптимизируя некоторые рутинные процессы, делая более эффективным управление жилищно-коммунальным хозяйством в целом. Фондом ЖКХ в данном направлении проводится активная работа. Вы, наверное, знаете, что с 1 сентября 2020 года Фондом содействия реформированию ЖКХ по поручению Минстроя России запущена и введена в работу система мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах ЖКХ. Создание и запуск этой системы необходимы для обеспечения оперативной и достоверной информацией обо всех происшествиях на объектах ЖКХ федеральных и региональных органов исполнительной власти.

С точки зрения цифровизации сфера ЖКХ имеет большой потенциал. К тому же, стоит напомнить, что цифровизация указана в числе основных принципов Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года.

Пандемия, которая нанесла существенный урон всей российской экономике, значительно отразилась на строительной отрасли. Каким Вы видите этот ущерб, и как выйти из сложившегося кризиса?

– На стройотрасли она отразилась в меньшей степени, в том числе благодаря решению президента и правительства не останавливать стройки. Они были приостановлены на короткое время только в двух субъектах, в Москве и Московской области. Меня больше волновала ситуация, в которой оказалось жилищно-коммунальное хозяйство в связи с кризисом. Здесь было несколько вопросов: падает собираемость платежей, растет нагрузка на управляющие компании. Причины, с одной стороны, падение доходов населения, с другой, –  ослабление мер воздействия на должников. Во время пандемии мы с помощью общественников   сформировали ряд предложений по работе отрасли, и они были учтены правительством при подготовке плана по выходу отрасли из ситуации, вызванной новой коронавирусной инфекцией.

Сегодня последствия пандемии выражаются в секвестре в 10% по всем федеральным программам, под который попала и программа переселения аварийного жилья. Это означает, что порядка 30 тысяч человек, которые уже включены в программу, пока не будут переселены и продолжат оставаться в аварийных домах, что опасно для жизни. В связи с этим я как председатель Общественного совета Минстроя направил в правительство письмо, чтобы этот вопрос был пересмотрен. Насколько я знаю, комитет Госдумы, который занимается вопросами ЖКХ, тоже будет обращаться с этим в правительство.

Кадровый вопрос – один из проблемных для строительной отрасли. Связано ли это с престижем профессии строителя? На Ваш взгляд, как улучшить ситуацию в подготовке кадров?

— Если посмотреть на специальности, по которым выпускаются студенты вузов, то оторопь берет от надуманности некоторых. Это касается не только стройки и ЖКХ, всей экономики. Успех развития строительной отрасли, где занято около 8 млн человек, конечно, во многом зависит от наличия в отрасли квалифицированных кадров и координации потребностей работодателей с образовательными программами. Выпускаем тысячи специалистов с высшим образованиям, а инженерно-технических работников и людей труда не хватает! Конечно, профессиональное сообщество должно помочь государству определить специальности и специалистов, которые необходимо готовить на бюджетной основе. Этим в том числе и занимается наша комиссия по вопросам профессионального образования и кадрового потенциала, которую сегодня возглавляет Ефим Басин, авторитетнейший человек в отрасли. Комиссия достаточно новая, она начала работать в 2019 году и за это время  ей удалось наладить продуктивное взаимодействие с институтами национальной системы квалификаций, федеральными учебно-методическими объединениями, национальными объединениями саморегулируемых организаций, представителями работодателей и образовательным сообществом. Наши эксперты формировали предложения для краткосрочных программ подготовки по профессиям рабочих для строительной отрасли, а также программ переподготовки и повышения квалификации таких рабочих.  Новый состав продолжает эту работу и расширяет ее. Готовим предложения по совершенствованию законодательства в сфере кадрового обеспечения отрасли строительства и ЖКХ, участвуем в проведении мониторинга рынка труда, анализируем его потребности в квалификациях и профессиональном образовании.

В рамках Форума 100+ в Екатеринбурге в октябре состоялась конференция, посвященная развитию квалификаций в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, где говорили о развитии системы профессиональных квалификаций, разработке стандартов и формировании цифровых компетенций у специалистов-изыскателей, архитекторов и проектировщиков.

На недавнем заседании Комиссии по вопросам профессионального образования и кадрового потенциала мы договорились о совместной работе с Национальным агентством развития квалификаций (НАРК), который проводит мониторинг рынка труда. Общественному совету при ведомстве будет создан доступ к их платформе, что позволит получать данные, необходимые для работы Комиссии по профобразованию и всего совета. Обратились к межведомственному взаимодействию в этом вопросе, например, тему отраслевых систем саморегулирования в строительстве планируем рассмотреть на совместном заседании Общественных советов при Минстрое России и Ростехнадзоре.

Конечно, вопрос качества подготовки кадров сегодня является крайне острым. Сегодня в Национальном реестре специалистов более 219 тысяч человек, но критерии, по которым люди попадают в данный реестр, часто формальные. Поэтому Общественный совет и наши эксперты считают, что необходима независимая оценка квалификаций, законопроект о введении которой находится на согласовании в ФОИВах, открытие по всей стране центров независимой оценки, создание возможностей для профпереподготовки. Работа в этом направлении уже начата, проведены пробные тестирования. Результаты, правда, пока не радуют. Но для того и нужно ввести эту систему, чтобы поправить ситуацию, обучить и переподготовить людей.

Что касается профориентации и повышения престижа профессии, то по инициативе Общественного совета уже несколько лет реализуется проект «Я - строитель будущего». Программа стимулирует, выявляет и поддерживает лучшие практики популяризации профессий в строительной сфере. Ежегодно проходим конкурс для на лучший детский вопрос «Спроси строителя». В этом году участие в нём приняли ребята из более чем 30 регионов нашей страны, они задали свыше 400 разных вопросов. Накануне Дня строителя авторов самых интересных из них пригласили в Москву, поговорили с ними, поблагодарили за интерес к отрасли. Это важный воспитательный момент.

Общественный совет также каждый год награждает журналистов, которые пишут о профессиях в нашей отрасли в рамках федерального конкурса СМИ. Для нас важно, чтобы дети понимали, что профессия строителя многогранна и высокотехнологична. Недавно мы провели вместе с партнерами онлайн исследование в рамках проекта «Я-Строитель Будущего!» среди детей «Что вы думаете о профессии строителя?». Так вот 55,87 % опрошенных в возрасте от 5 до 12 лет считают, что строитель – важная профессия они строят города и делают их удобными для жителей. На втором месте по популярности ответ – «Строитель - трудная профессия». 22,27 % детей заметили, что строителям часто приходится работать в тяжелых погодных условиях. Еще 3,64 % считают строительные специальности перспективными, с большим количеством интересных направлений, а 4,05 % считают эту профессию денежной. Мы планируем расширять направление работы с детьми, будем формировать Детский совет при Общественном совете.

Сергей Вадимович, в этом году Российский Союз строителей, который длительное время возглавляет В.А.Яковлев, отмечает свой 30-летний юбилей. Как Вы оцениваете работу РСС в сфере развития строительной отрасли?

— РСС родился в сложных экономических условиях, когда распался Советский Союз, и стал площадкой для обсуждения вопросов отрасли, органом, который мог обратиться в правительство и отстоять интересы сообщества. Сегодня Российский Союз строителей - одна из старейших и крупнейших организаций, которая собрала профессионалов отрасли - это более 40 тысяч строительных организаций, предприятий стройиндустрии, проектно-изыскательских институтов в 80 субъектах Российской Федерации. Огромный профессиональный ресурс, концентрация опыта и знаний!

Что хотелось бы  пожелать Союзу, его руководству в связи с такой знаменательной датой?

— Могу пожелать только успехов, развития, эффективной работы на благо нашей Родины!

Источник: http://www.stroyorbita.ru/index.php/item/7472-stepashin-sv-vesomyiy-vklad-obschestvennogo-soveta-pri-minstroe-rf-v-razvitie-i-ukreplenie-otrasli
Вернуться к новостям