СГ: Проверка подлинности

Новости

СГ: Проверка подлинности

Эксперты предлагают ввести в закон понятие «фальсифицированной строительной продукции»

Одна из проблем, с которой сталкивается строительный бизнес, — некачественные стройматериалы. Вряд ли надо объяснять важность этой темы: если производитель продал строителю материалы, характеристики которых не соответствуют заявленным, невозможно будет построить качественный объект. Цена вопроса — безопасность людей. Но беда в том, что на сегодняшний день в сфере производства строительной продукции не существует понятия «фальсификат». Вопрос о введении его в законодательство обсуждается в настоящее время Комиссией по вопросам индустрии строительных материалов и технологий Общественного совета при Минстрое России.

«Действующее российское законодательство не содержит универсального определения понятия фальсифицированной промышленной продукции, — поясняет генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем, эксперт комиссии ОС Владислав Ткаченко. — Отсюда отсутствие универсальных административных или уголовных санкций за производство или поставку такой продукции». Органы государственного надзора в сфере соблюдения обязательных нормативно-технических требований к продукции не видят различий между случаями производства и оборота фальсифицированной продукции, случаями нарушения требований технических регламентов и бракованной продукцией. Для них это все — «товар ненадлежащего качества». «Таким образом, отсутствует государственная политика, направленная на противодействие именно фальсификации продукции», — считает Ткаченко.

Сегодня термин «фальсифицированная промышленная продукция» фигурирует только в одном официальном документе — распоряжении Правительства РФ от 05.12.2016 №2592-р «Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года». Там фальсификат определяется как промышленная продукция, сопровождаемая заведомо неполной или недостоверной информацией о составе и ее потребительских свойствах, предоставление которой установлено законодательством Российской Федерации или правом Евразийского экономического союза. Однако распоряжение правительства не является документом нормативного характера.

По действующему законодательству в сфере технического регулирования, в случае подтверждения информации о несоответствии продукции установленным требованиям изготовитель или продавец должен разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда, вплоть до прекращения производства и отзыва продукции. Однако представители стройбизнеса уверяют, что на практике эта норма не действует. По закону, к производителю фальсифицированной продукции может быть применено наказание по ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение требований технических регламентов). Она предусматривает штраф для юридических лиц от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, оборотные штрафы отсутствуют. Приостановление деятельности предусмотрено только за повторное причинение вреда жизни, здоровью или имуществу. При этом с точки зрения закона все равно, чем вызвано производства некачественной продукции — умыслом или техническим сбоем.

Что касается уголовного законодательства, то может применяться ст. 238 УК РФ — «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», но только при наличии доказательств причинения вреда жизни или здоровью. В случае только имущественного вреда применяется ст. 159 УК РФ — «Мошенничество». При этом на практике мошенничество инкриминируют лицу, осуществляющему закупки, а не производство фальсифицированной продукции. Опять-таки опыт свидетельствует, что уголовная ответственность в таких случаях, как правило, не наступает.

Комиссия Общественного совета предлагает идти по пути выработки общей концепции противодействия фальсификату — от законодательного закрепления понятия до определения комплекса санкций. По мнению экспертов, сделать это можно путем внесения изменений в федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании», установив меры административного воздействия на производителей фальсифицированной продукции, которые включали бы изъятие из оборота такой продукции в случае подтверждения ее несоответствия установленным требованиям и утилизацию за счет виновного лица, а также внесение корреспондирующих составов в КоАП РФ и УК РФ в случае получения дохода или причинения ущерба в крупном размере.

Члены комиссии подготовили предложения в адрес Минстроя России, где просят ведомство обратиться в Минпромторг России с инициативой о совместной работе над решением этой проблемы. «Необходимо привлечь отраслевые ассоциации к работе над проектами федеральных законов, чтобы урегулировать вопросы определения понятия фальсифицированной промышленной и строительной продукции, — говорит руководитель комиссии Александр Ручьев. — Кроме того, считаем целесообразным организацию совместной межведомственной рабочей группы для проведения анализа действующего законодательства в части ответственности за производство и оборот такой продукции. Это необходимо для подготовки критериев оценки продукции строительных материалов на предмет фальсификации и установления процедуры контроля за ее оборотом».

Вернуться к новостям