Сергей Степашин выступил с докладом о совместной работе Общественного совета с ведомством на Коллегии Минстроя России

Новости

Сергей Степашин выступил с докладом о совместной работе Общественного совета с ведомством на Коллегии Минстроя России

Председатель Общественного совета при Минстрое России, председатель наблюдательного совета государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Сергей Степашин выступил  на заседании Коллегии Минстроя России по результатам деятельности Министерства за 2019 год и предварительным итогам работы за истекший период 2020 года, а также по вопросам реализации национального проекта "Жилье и городская среда":

- Уважаемые коллеги!Проблемы реализации стоящих перед Минстроем России задач постоянно находились в зоне внимания Общественного совета при Минстрое России, наших коллег-общественников из регионов.В феврале этого года (еще до пандемии) на заседании Президиума Общественного совета при Минстрое России (предыдущего состава) с участием руководства Министерства мы подвели итоги деятельности Общественного совета и созданных им комиссий за 2019 год, которая осуществлялась в общем русле решаемых нашим Министерством задач.В связи с этим я не буду подробно останавливаться на результатах работы Общественного совета.Скажу лишь, что основными направлениями деятельности Общественного совета были и остаются мониторинг ситуации в отраслях строительства и ЖКХ, анализ и экспертиза проектов соответствующих нормативно-правовых актов в сфере компетенции Минстроя России, подготовка замечаний и предложений по актуальным направлениям деятельности Министерства.В частности, в истекшем году Общественным советом приняты к рассмотрению и даны заключения по 28 проектам нормативных правовых актов и прочим документам, регулирующим закрепленные за Министерством сферы деятельности (прирост по сравнению с предыдущим годом почти на 30%).В целях повышения уровня взаимодействия с региональными общественниками и совершенствования механизма обратной связи в 2019 году создана Ассамблея общественных советов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства.Как показывает практика, Ассамблея активно включилась в нашу совместную работу, ее представители эффективно мониторят на местах складывающуюся ситуацию в сферах строительства и ЖКХ, своевременно информируют Общественный совет при Минстрое России о существующих в этих отраслях проблемах, вносят необходимые предложения по их решению и совершенствованию деятельности.В целом я и коллеги из Общественного совета удовлетворены уровнем взаимодействия Общественного совета с руководством Министерства в решении стоящих задач. Хотя безусловно есть и определенные резервы для совершенствования нашей совместной работы.Некоторые издержки, связанные с полнотой и своевременностью представления для рассмотрения Общественным советом проектов нормативно-правовых актов, а также с качеством реагирования (в порядке обратной связи) на замечания и предложения Общественного совета, которые проявились в текущем году, скорее всего имели временный характер и были связаны со сложностями и ограничениями работы в условиях пандемии.И как заявил Министр В.В.Якушев, выступая неделю назад на расширенном заседании нашего Общественного совета, данные проблемы во взаимоотношениях с Общественным советом в ближайшее время будут устранены.На указанном заседании с участием руководства и иных представителей Минстроя России (в режиме видеоконференции) были обсуждены проблемы ЖКХ с позиции новых вызовов и новых возможностей.Результаты проведенных дискуссий на 5-ти специализированных площадках в ближайшее время будут обобщены аппаратом Общественного совета и доведены до Минстроя России, естественно с учетом существующих сегодня для отраслей вызовов и возможностей.Остановлюсь на некоторых развилках в данных сферах, которые в настоящее время волнуют экспертное сообщество.Первое. Одной из наиболее проблемных частей отрасли ЖКХ является сегодня сфера управления многоквартирными домами. По крайней мере здесь копится наибольшее социальное напряжение.Результаты обращений в приемные сети общественного контроля показывают, что большая часть обращений связана с неудовлетворительным состоянием, содержанием и ремонтом МКД (до 18 %). Мы видим, что на протяжении двух последних лет количество жалоб по этому направлению постоянно растет. Пандемия и период самоизоляции только усилили этот процесс. Незапланированные расходы на проведение дезинфекции привели к сокращению объемов работ по содержанию и текущему ремонту МКД. И, как свидетельствуют обращения, граждане это уже почувствовали.Еще 11, 5 % жалоб посвящены проблемам, связанным с управлением МКД.На заседаниях Общественного совета мы не раз касались темы управления МКД.По итогам наших заседаний был направлен ряд писем в Правительство РФ, в которых мы инициировали необходимость компенсации дополнительных расходов для управляющих организаций, принятие методики таких расчетов. Тогда мы говорили о том, что незапланированные расходы управляющих организаций могут спровоцировать проблемы при подготовке домов к зиме. Пока действенных мер для исправления данной ситуации не принято. И сегодня наши мониторинги показывают, что в ряде регионов сохраняются серьезные риски развития неблагоприятных событий в осенне-зимний период.К сожалению, пандемия остается с нами и в этом, и, видимо, в следующем году. Тема поиска средств на дезинфекцию МКД продолжает быть актуальной.В то же время необходимо искать пути решения проблем в системе управления МКД, накопившихся в «мирное время». Делать более эффективным взаимодействие собственников и управляющих организаций, расшивать те многочисленные противоречия в нормативно-правовой базе, которые в изобилии присутствуют в данной сфере.Второе. Как известно, Правительство РФ в рамках проекта федерального проекта на 2021-2023 годы возвращается к достаточно подзабытой практике оптимизации бюджетных расходов путем секвестра незащищенных статей бюджета на 10%.К сожалению планируемый секвестр не обошел стороной и наш социально значимый федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», не смотря на заявление Президента РФ В.В.Путина, сделанное в ходе недавнего расширенного заседания Президиума Госсовета, «что на планы по реализации национальных проектов никакие обстоятельства влиять не должны».Проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено сокращение на 25,76 млрд. рублей расходов на реализацию федерального проекта в 2021 – 2023 годах. Вследствие уменьшения финансирования итоговая численность переселенных граждан сократится на 30,8 тыс. человек, объем расселенного аварийного жилья – на 0,55 млн. кв. метров.В связи с этим, я обратился по данному вопросу с письмом к Председателю Правительства РФ М.В.Мишустину с просьбой не допустить реализации указанного негативного сценария. Соответствующие обращения на этот счет направлены мною также руководителям палат Федерального Собрания В.И.Матвиенко и В.В.Володину.Более того, для дальнейшего обновления жилого фонда и поддержки сферы жилищного строительства было бы целесообразно в субъектах Российской Федерации, которые досрочно выполнят программы переселения, начать ликвидацию непригодного для проживания жилья без ограничения даты признания его аварийным. Так, в настоящее время уже признаны аварийными более 7 млн. кв. метров жилья, ликвидация которого не предусмотрена федеральным проектом. На эти цели безусловно необходимы дополнительные бюджетные средства. По оценкам Фонда ЖКХ это примерно 10 млрд. рублей в 2022 году и далее ежегодно – по 50 млрд. рублей, что позволило бы расселять 1,1 млн. кв. метров аварийного жилья в год, улучшая условия проживания более 60 тыс. человек. Соответствующие предложения о необходимости учета этих средств в проекте федерального бюджета на 2021-2023 годы мною также направлены в Правительство РФ.Если этого не делать, мы в очередной раз потеряем время для решения крайне важной и чувствительной для граждан задачи – расселения аварийного жилья, напрямую определяющей не только качество жизни, но и безопасность проживания людей.В очередной раз убедился в этом в ходе недавней командировки на Сахалин.Регион успешно завершает в этом году всю программу переселения, рассчитанную до 2025 года. Но это не тот случай, когда «мастерок в землю».В области большое количество аварийного жилья, которое не расселялось не только годами, но и десятилетиями.Взять к примеру г. Оху, который в 1995 году пострадал от мощного землетрясения, практически полностью разрушившего близрасположенный г. Нефтегорск. И с этого времени люди брошены на произвол судьбы, их жильем практически никто не занимается: ни государство за счет планировавшихся средств на ликвидацию последствий землетрясения, ни градообразующее предприятие «Сахалинморнефтегаз», которое планирует на два года прекратить добычу нефти почти на всех месторождениях в Охинском районе, оставив 20 тысяч людей фактически без средств к существованию, из них более 7 тысяч проживающих в аварийных домах. Условия жизни в этих домах трудно назвать человеческими. Я такого давно не видел. Сейчас людей оттуда надо срочно переселять, особенно пожилых. Соответствующее поручение о проработке данного вопроса М.Хуснуллин дал губернатору Сахалинской области и Фонду ЖКХ. Но есть и другие регионы с большим количеством аварийного жилищного фонда, не вошедшего в программу переселения 2019-2025 гг., что требует принятия на этот счет системного решения.Третье. Важнейшую роль в обеспечении безопасных и благоприятных условий проживания граждан играет функционирование коммунальной инфраструктуры.На сегодняшний день износ объектов коммунальной инфраструктуры в большинстве регионов достиг свыше 60 процентов, а финансовое состояние предприятий и организаций отраслей коммунальной инфраструктуры находится в сложном положении.В настоящее время механизм, сочетающий государственную финансовую поддержку и привлечение внебюджетных инвестиций для модернизации систем коммунальной инфраструктуры в населенных пунктах с численностью до 500 тыс. человек, реализуется только в рамках деятельности Фонда ЖКХ. Сложившаяся практика применения показывает высокую востребованность такого механизма, который позволяет обеспечить приемлемый для инвесторов баланс рисков в проектах и привлечь частные финансовые ресурсы.Так, за время действия данной программы Фондом ЖКХ поддержаны 95 проектов в 38 субъектах Российской Федерации общей стоимостью 26,17 млрд. рублей, из которых 13,47 млрд. рублей – средства Фонда, 8,39 млрд. рублей – средства внебюджетных источников. По итогам реализации проектов будут построены и реконструированы 173 объекта коммунальной инфраструктуры и более 290 километров сетей. Это позволит обеспечить качество и надежность коммунальных услуг на территории муниципальных образований, в которых проживает около 6,9 млн. человек, при недопущении резкого роста тарифов для населения за такие услуги.Вместе с тем, несмотря на успешность реализации названных проектов их общий объем пока несопоставим с потребностями модернизации коммунальной инфраструктуры Российской Федерации. Остаток средств Фонда ЖКХ на эти цели близится к исчерпанию.В этих условиях мы должны наконец-то определиться в дальнейших перспективах модернизации коммуналки. Альтернатив здесь не так уж много.Либо наращивать объемы бюджетного финансирования на эти цели, что в сегодняшней крайне сложной экономической ситуации представляется проблематичным.Либо расширять возможности привлечения внебюджетных источников, естественно используя для этого соответствующие инструменты государственной поддержки проектов, реализуемых частными инвесторами или с их участием, повышая тем самым инвестиционную привлекательность отрасли ЖКХ.Второй подход представляется более предпочтительным во всех отношениях.Для дальнейшего проведения преобразований в коммунальной сфере и привлечения сюда частного капитала необходимо увеличение имущественного взноса в Фонд для предоставления финансовой поддержки на указанные цели (не менее 5 млрд. рублей ежегодно до 2030 года). Соответствующие предложения на этот счет мною направлены Председателю Правительства РФ М.В.Мишустину и его профильному заместителю М.Ш.Хуснуллину.Четвертое. Важнейшей сферой ответственности Минстроя Росси и нашего Общественного совета является мониторинг системы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.Указанная система призвана обеспечивать приведение МКД к нормативному техническому состоянию, поддерживать безопасные условия проживания граждан и способствовать устойчивому сокращению аварийного жилищного фонда.Замена лифтового оборудования – важная задача, ограниченная во времени и соответственно она должна решаться более оперативными темпами, поскольку не только касается безопасности жителей таких домов, но и влияет на развитие экономики страны в целом.Важным направлением дискуссий на площадке «Повышение эффективности региональных систем капитального ремонта» должно стать решение вопроса с капитальным ремонтом многоквартирных домов, которые являются объектами культурного наследия.Своеобразие данной проблемы состоит в том, что она находится на стыке жилищного законодательства и законодательства об объектах культурного наследия. Средств, которые собирают на капитальный ремонт в таких домах, как известно не хватает, чтобы осуществить полноценный комплекс работ по сохранению таких объектов, поскольку цена проведения работ на таких домах значительно выше.В связи с этим данный вопрос стоит достаточно остро и требует принятия определенных решений: либо поддержка со стороны бюджетов, либо иные варианты, включая возможное выведение таких домов в отдельную программу с иными условиями финансирования.И наконец вопрос, который требует принятия целого комплекса системных решений – вопрос специальных счетов.Конечно это серьёзная альтернатива способу формирования фондов капремонта на счете регионального оператора. Этот способ накопления средств должен развиваться активнее. Однако все должно быть в рамках закона, я сейчас имею ввиду, что средства, собираемые на капитальный ремонт, должны на него и направляться.На текущий момент законодательством не предусмотрено жестких ограничений для использования средств специальных счетов, но это приводит лишь к тому, что средства зачастую расходуются нецелевым образом.Пятое. Действенным инструментом сокращения бюджетных расходов и повышения благосостояния наших граждан, и я об этом говорю постоянно, должно стать повышение энергоэффективности в строительстве и ЖКХ.Здания и сооружения уже сегодня потребляют 36% всех мировых энергетических ресурсов и именно энергия для зданий и сооружений является причиной образования 39% мировых выбросов СО2 на источниках ресурсоснабжения, а также иных выбросов, сбросов и отходов производства.В связи с этим к вопросу повышения энергоэффективности необходимо подходить комплексно.На недавнем расширенном заседании Общественного совета эта тема вновь звучала в выступлении К.Г.Цицина на пленарном заседании и на площадке соответствующей профильной группы.Однако, не смотря на свою очевидность и актуальность, данная проблема кардинально не решается годами. Принимаются на этот счет серьезные документы (законы, указы Президента РФ, стратегии, планы Правительства РФ, рекомендации ФОИВ), меняются головные исполнители в данной сфере (от Минэнерго России эти полномочия переданы Минэкономразвития России), но достичь поставленных целей никак не удается.Не так давно, Минэкономразвития России в своем Отчете прямо заявило, что «отсутствие адекватных данных о динамике энергоемкости ВВП за прежние годы не позволяет судить о прогрессе в выполнении поставленной Президентом страны в 2008 году задачи» (о снижении энергоемкости ВВП к 2020 году не менее чем на 40% к уровню 2007 года).То есть за указанный период, мы не только не обеспечили достижение этой важнейшей стратегической цели развития национальной экономики, но даже не научились толком считать энергоэффективность ВВП и обеспечивать наблюдение его динамики.Шестое. В настоящее время экспертным сообществом, в том числе в рамках деятельности Общественного совета при Минстрое России, активно обсуждается законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование института комплексного развития территорий.Документ действительно актуальный, важный и нужный по многим основаниям и, в первую очередь, по созданию дополнительных условий для формирования нового облика городской жилой застройки, особенно на деградирующих территориях, привлечения внебюджетных источников финансирования данной ресурсоемкой задачи и, безусловно, для ускорения расселения аварийного жилищного фонда.По результатам проведенного обсуждения законопроекта Комиссией в сфере жилищной политики нашего Общественного совета отмечаются следующие концептуальные замечания по его содержанию, касающиеся:1) слабой градостроительная обоснованности проектов комплексного развития территорий, в том числе в части отсутствия критериев деградации объектов, расположенных на этих территориях (аварийность, ветхость, опасность для жизни и здоровья людей и др.);2) наличия рисков нарушения имущественных и жилищных прав граждан;3) несоблюдения в полной мере базовых принципов и документов градостроительного регулирования.В связи с этим Общественный совет предлагает Минстрою России создать временную рабочую группу с участием представителей Минстроя России, заинтересованных членов Общественного совета при Минстрое России для подготовки конкретных поправок к законопроекту для устранения таких концептуальных замечаний.Было бы также целесообразно привлечь к такой работе Фонд ЖКХ, который в настоящее время начинает поддерживать частные инвестиционные проекты по преобразованию деградирующих застроенных территорий, в том числе в целях ликвидации аварийного жилищного фонда.Седьмое. Сегодня Минстрой России вполне обоснованного ставит задачу развития индивидуального жилищного строительства, в том числе индустриальными методами домостроения. В этой связи хотелось бы обратить внимание на проблемы управления вновь создаваемыми коттеджными поселками. Если управление общим имуществом в многоквартирных домах в той или иной мере урегулировано, и законодательство постоянно совершенствуется, то в поселках малоэтажного индивидуального жилья этот вопрос еще даже не поставлен в повестку дня. А без организации эффективного управления такими поселками мы вряд ли сможем обеспечить там нужное качество среды для проживания.Восьмое. На фоне совершенно правильной постановки задачи повышения качества городской среды, ликвидации аварийных многоквартирных домов мы как-то совсем забыли о качестве среды и благоустройстве сельского жилищного фонда, в том числе в других малых населенных пунктах. Я на этой проблеме уже останавливался на одном из заседаний Общественного совета. Жилье в сельской местности в существенной мере не обустроено коммунальной инфраструктурой. В частности, 39% сельского жилищного фонда не имеет водопровода и 50% - канализации.Представляется, что задача благоустройства сельского индивидуального жилищного фонда также должна найти отражение в национальном проекте «Жилье и городская среда». Если не в названии соответствующего федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», хотя и это актуально (логичнее было бы назвать «Формирование комфортной среды проживания граждан»), то хотя бы в содержании мероприятий проекта, чтобы по мере повышения качества городской среды не увеличивался, а сокращался разрыв с качеством проживания в сельской местности и малых населенных пунктах.Благодарю за внимание!  

Вернуться к новостям