Сергей Степашин выступил на круглом столе Российской газеты

Новости

Сергей Степашин выступил на круглом столе Российской газеты

На площадке "Российской газеты" прошел круглый стол по итогам работы Общественного совета в сфере ЖКХ. В мероприятии приняли участие  председатель Общественного совета Сергей Степашин, заместитель Министра строительства и ЖКХ Максим Егоров, члены совета,  представители Фонда ЖКХ, журналисты издания, представители региональных СМИ. Со вступительным словом выступил Сергей Степашин, который подчеркнул, что сегодня на площадке "Российской газеты" впервые будет представлена работа, которую ведут представители экспертного сообщества в рамках работы Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ. Общественный совет для министерства – это и общественный контроль и экспертная поддержка. Совет принимал участие в формировании важнейших для страны и отрасли документов, в том числе Национального проекта «Жилье и городская среда».

-  Мы формировали предложения по выводу отрасли из сложной ситуации, вызванной новой коронавирусной инфекцией. Наши эксперты прорабатывали проекты изменений в Жилищный кодекс РФ и подзаконные акты и, не скрою, высказали немало критических замечаний, предлагали также и  решения накопившихся проблем.
В истекшем году Общественным советом приняты к рассмотрению и даны заключения по 28 проектам нормативных правовых актов и прочим документам, регулирующим закрепленные за Министерством сферы деятельности (прирост по сравнению с предыдущим годом почти на 30%). Одной из наиболее проблемных частей отрасли ЖКХ является сегодня сфера управления многоквартирными домами. По крайней мере здесь копится наибольшее социальное напряжение. Результаты обращений в приемные сети общественного контроля показывают, что большая часть обращений связана с неудовлетворительным состоянием, содержанием и ремонтом МКД (до 18 %).  Мы видим, что на протяжении двух последних лет количество жалоб по этому направлению постоянно растет. Пандемия и период самоизоляции только усилили этот процесс. Незапланированные расходы на проведение дезинфекции привели к сокращению объемов работ по содержанию и текущему ремонту МКД. И, как свидетельствуют обращения, граждане это уже почувствовали.
Еще 11, 5 % жалоб посвящены проблемам, связанным с деятельностью управляющих компаний. По итогам заседаний Общественного совета был направлен ряд писем в Правительство РФ, в которых мы инициировали необходимость компенсации дополнительных расходов для управляющих организаций, принятие методики таких расчетов. Тогда мы говорили о том, что незапланированные расходы управляющих организаций могут спровоцировать проблемы при подготовке домов к зиме. В отличие от отрасли строительства, пока действенных мер для исправления данной ситуации в сфере ЖКХ не принято. И сегодня наши мониторинги показывают, что в ряде регионов реализовались и сохраняются серьезные риски развития неблагоприятных событий в жилищно-коммунальной сфере в зимний период.
К сожалению, пандемия остается с нами и в этом году. Тема поиска средств на дезинфекцию МКД и компенсацию иных дополнительных расходов управляющих компаний, продолжает быть актуальной. В то же время необходимо искать пути решения проблем в системе управления МКД, накопившихся в «мирное время». Делать более эффективным взаимодействие собственников и управляющих организаций, расшивать те многочисленные противоречия в нормативно-правовой базе, которые в изобилии присутствуют в данной сфере.
Чтобы точно понимать, в какой ситуации сегодня находятся Управляющие компании, созданная при Общественном совете Экспертная группа по мониторингу общественного мнения и «Национальный жилищный конгресс» провели мониторинг, в котором приняли участие  УК из 26 городов России. Его результаты и выводы будут представлены в докладе Татьяны Павловны Вепрецкой.

К числу важнейших проблем в сфере ЖКХ следует отнести переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В рамках Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (далее – федеральный проект) осуществляется переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в результате чего в период 2019-2024 годов планируется ликвидировать 8,99 млн. кв. м такого жилья и улучшить условия проживания 500 тыс. человек.
За период 2019-2020 годов ликвидировано 2,22 млн. кв. м аварийного жилья, переселено 136,4 тыс. человек.
В течение 2020 года принимались решения об ускорении реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – программы переселения). Так, в 2020 году федеральный проект был в опережающем порядке профинансирован на 50 млрд. рублей, что позволит в более ранний срок осуществить переселение 64,5 тыс. человек (1,16 млн. кв. м аварийного жилья).
В январе 2021 года Президентом Российской Федерации поставлена задача по переселению в текущем году 130 тыс. человек, что также потребует ускоренной реализации федерального проекта.
Это примерно на 20 % больше, чем предусмотрено целевым показателем текущего года, закрепленным в национальном проекте. Надо будет расселить 2,34 миллиона квадратных метров аварийного жилья. Это, действительно, очень амбициозная задача. Однако вполне выполнимая.
При этом, по оценкам государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ), являющейся исполнителем федерального проекта, переселение такого же числа граждан возможно осуществить в 2022 и 2023 годах. Это позволит выполнить федеральный проект в большинстве субъектов Российской Федерации до конца 2023 года, а гражданам, ожидающим переселения, раньше на 1-2 года улучшить условия проживания.
Для реализации вышеизложенного необходимо изменение графика финансирования федерального проекта:
в 2021 году – увеличение на сумму 58 млрд. рублей за счет переноса финансирования, предусмотренного на 2024 год;
в 2022 году – увеличение на сумму 71,33 млрд. рублей за счет переноса финансирования, предусмотренного на 2024 год, а также восстановления ранее секвестированных расходов на реализацию федерального проекта в 2021 – 2023 годах (25,76 млрд. рублей).
Соответствующие предложения на этот счет мною направлены в прошлом месяце в адрес Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина.

Важнейшую роль в обеспечении безопасных и благоприятных условий проживания граждан играет функционирование коммунальной инфраструктуры.
На сегодняшний день износ объектов коммунальной инфраструктуры в большинстве регионов достиг свыше 60 процентов, а финансовое состояние предприятий и организаций отраслей коммунальной инфраструктуры находится в сложном положении.
В настоящее время механизм, сочетающий государственную финансовую поддержку и привлечение внебюджетных инвестиций для модернизации систем коммунальной инфраструктуры в населенных пунктах с численностью до 500 тыс. человек, реализуется только в рамках деятельности Фонда ЖКХ. Сложившаяся практика применения показывает высокую востребованность такого механизма, который позволяет обеспечить приемлемый для инвесторов баланс рисков в проектах и привлечь частные финансовые ресурсы.
Так, за время действия программы Фондом поддержаны 104 проекта в 38 субъектах Российской Федерации общей стоимостью 29,9 млрд. рублей, из которых 15,4 млрд. рублей (51,4 процента) – средства Фонда, 9,3 млрд. рублей (31,2 процента) – средства внебюджетных источников. По итогам реализации проектов будут построены и реконструированы 189 объектов коммунальной инфраструктуры и более 370 километров сетей. Это позволит обеспечить качество и надежность коммунальных услуг на территории муниципальных образований, в которых проживает около 7,8 млн. человек, при недопущении резкого роста тарифов для населения за такие услуги.
Вместе с тем, несмотря на успешность реализации названных проектов их общий объем пока несопоставим с потребностями модернизации коммунальной инфраструктуры Российской Федерации (остаток средств Фонда на эти цели составляет 1,47 млрд. рублей).
В этих условиях мы должны наконец-то определиться в дальнейших перспективах модернизации коммуналки. Альтернатив здесь не так уж много.
Либо наращивать объемы бюджетного финансирования на эти цели, что в сегодняшней крайне сложной экономической ситуации представляется проблематичным.
Либо расширять возможности привлечения внебюджетных источников, естественно используя для этого соответствующие инструменты государственной поддержки проектов, реализуемых частными инвесторами или с их участием, повышая тем самым инвестиционную привлекательность отрасли ЖКХ. Второй подход представляется более предпочтительным во всех отношениях.
Для дальнейшего проведения преобразований в коммунальной сфере и привлечения сюда частного капитала необходимо увеличение имущественного взноса в Фонд для предоставления финансовой поддержки на указанные цели (не менее 5 млрд. рублей ежегодно в 2021-2023 годах). Соответствующие предложения на этот счет мною направлены Председателю Правительства РФ М.В.Мишустину.

Четвертое.  Важнейшей сферой ответственности Минстроя Росси и нашего Общественного совета является мониторинг системы капитального ремонта общего имущества  многоквартирных домов.
Указанная система призвана обеспечивать приведение МКД к нормативному техническому состоянию, поддерживать безопасные условия проживания граждан и способствовать устойчивому сокращению аварийного жилищного фонда.
Замена лифтового оборудования – важная задача, ограниченная во времени и соответственно она должна решаться более оперативными темпами, поскольку не только касается безопасности жителей таких домов, но и влияет на развитие экономики страны в целом.
Важным направлением дискуссий на площадке «Повышение эффективности региональных систем капитального ремонта» должно стать решение вопроса с капитальным ремонтом многоквартирных домов, которые являются объектами культурного наследия.
О том, какие мы видим пути решения этих проблем в своих докладах затронут наш руководитель экспертной группы  Анна Ивановна Мамонова, директор Департамента мониторинга систем капитального ремонта Фонда ЖКХ Татьяна Николаевна Кузьмина и руководитель Комиссии по сохранению объектов культурного наследия Вячеслав Николаевич Фатин.

Действенным инструментом сокращения бюджетных расходов и повышения благосостояния наших граждан, и я об этом говорю постоянно, должно стать повышение энергоэффективности в строительстве и ЖКХ.
Здания и сооружения уже сегодня потребляют 36% всех мировых энергетических ресурсов, и именно энергия для зданий и сооружений является причиной образования 39% мировых выбросов СО2 на источниках ресурсоснабжения, а также иных выбросов, сбросов и отходов производства.
В связи с этим к вопросу повышения энергоэффективности необходимо подходить комплексно. Однако, несмотря на свою очевидность и актуальность, данная проблема кардинально не решается годами. Принимаются на этот счет серьезные документы (законы, указы Президента РФ, стратегии, планы Правительства РФ, рекомендации ФОИВ), меняются головные исполнители в данной сфере (от Минэнерго России эти полномочия переданы Минэкономразвития России),  но достичь поставленных целей никак не удается. То есть за указанный период, мы не только не обеспечили достижение этой важнейшей стратегической цели развития национальной экономики, но даже не научились толком считать энергоэффективность ВВП и обеспечивать наблюдение его динамики.
Наше видение системного подхода к данной проблеме представит руководитель комиссии по ЖКХ Ирина Александровн Булгакова.

Еще одна важная тема, это реализация проекта «Чистая вода». Федеральный проект «Чистая вода» первоначально разработан в рамках национального проекта "Экология" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. В настоящее время данный федеральный проект включен в национальный проект «Жилье и городская среда».
Его задача - обеспечить качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения 88,8 % населения Российской Федерации, в городах этот показатель должен достичь 97,2%.
Общий объем финансирования проекта – 238,2 миллиарда рублей, только половина (142 млрд. рублей) из федерального бюджета, региональный бюджет - 10,7 млрд. рублей, остальное - внебюджетные источники (85,3 млрд. рублей). Каждый вложенный рубль бюджетных средств должен привлечь 0,56 рубля внебюджетных источников.
В рамках реализации федерального проекта «Чистая вода» Минстроем России, Роспотребнадзором и Фондом ЖКХ при поддержке Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения начата работа по созданию интерактивной карты контроля качественной питьевой воды в Российской Федерации.  Проведена работа, которая позволила выявить тормозящие реализацию этого проекта факторы. Об этом – доклад члена Общественного совета, президента РАВВ Елены Владимировны Довлатовой.

Уважаемые журналисты, сфера ЖКХ и ее проблемы напрямую касаются качества жизни каждого человека. Я много езжу по регионам, вижу, что происходит с аварийными домами, инфраструктурой. Проблем много, мы  предлагаем решения, доносим нашу позицию до Минстроя и курирующего вице-премьера. Но еще важно, рассказать людям, о том, что их проблемы не остаются незамеченными, и здесь мы рассчитываем на сотрудничество с вами. Мы всегда открыты для ваших вопросов.  
Вернуться к новостям