
Подъемный план: при капремонте все лифты заменят на отечественные
В ходе капремонта жилых домов в РФ будут устанавливаться лифты только российских и белорусских производителей — с такой инициативой выступил Минстрой и разработал соответствующий проект постановления правительства. Таким образом власти намерены обеспечить заказами отечественные заводы — изготовители лифтов, у которых сейчас простаивает более 50% производственных мощностей. От участия в конкурсах на закупку лифтов, их монтаж и обслуживание также отстранят посредников, которые не имеют отношения к заводам-производителям. Как эти новшества скажутся на стоимости капремонта и содержании лифтов — в материале «Известий».
Для участия в централизованных госзакупках лифтов для капремонта заводы должны быть включены в соответствующий реестр. В настоящее время в него входят семь производств с общей мощностью более 50,3 тыс. подъемников в год — это «Евролифтмаш», Щербинский и Серпуховской лифтостроительные заводы, «Мослифт», Карачаровский механический завод, МЭЛ и «Метеор Лифт», сообщили в Минпромторге.До сих пор заводы не обслуживали свои лифты и не контролировали монтажные и эксплуатационные управления в масштабах всей страны. Сейчас на них хотят возложить эту задачу и ответственность, но нет уверенности, что они справятся с таким объемом работ, рассказал «Известиям» генеральный директор Российского лифтового объединения, секретарь комиссии по лифтам Общественного совета при Минстрое России Петр Харламов.
Требуется время для выстраивания новой системы полного цикла. Поэтому вряд ли жителям домов получится сэкономить на установке и обслуживании лифтов, заключил он.
— Осуществлять техобслуживание лифтов сейчас может любое ИП или юрлицо с сомнительной квалификацией, никаких серьезных критериев к ним пока не предъявляется, — сказала «Известиям» гендиректор экспертной платформы по развитию лифтовой отрасли «Лифтовой Саммит» Юлия Бессмертная. — Таким образом, высокотехнологичное оборудование — лифты, эскалаторы, подъемные платформы для маломобильных групп оказываются в руках непрофессионалов.
Нередко допуски к работе для электромехаников покупаются без прохождения обучения. Нет единой базы подготовки кадров, из-за чего техобслуживание остается на крайне низком уровне. Поэтому создание единого реестра специализированных организаций, введение строгих критериев и обязательных программ обучения для их сотрудников поможет повысить качество работ и убрать с рынка недобросовестных исполнителей, заключает эксперт.
По данным НЛС, программа капремонта предполагает замену 110 тыс. лифтов в стране до 2030 года.
полный текс читайте в Известиях