Отчетный доклад Сергея Степашина о работе Общественного совета в 2021 году

Новости

Отчетный доклад Сергея Степашина о работе Общественного совета в 2021 году

28 января состоялось итоговое заседание Общественного совета при Минстрое России, на котором Председатель Общественного совета Сергей Степашин выступил с докладом об итогах деятельности в 2021 году.

Уважаемые коллеги!
Традиционно в начале года мы подводим итоги работы нашего Общественного совета и созданных им профильных комиссий в истекшем году.
Сделаем это и сегодня. Не смотря на обострившуюся ситуацию с пандемией коронавируса, связанную с крайне высокой динамикой распространения нового штамма омикрона. По этой причине мероприятие вновь проводится в режиме онлайн.
Основная цель Общественного совета при Минстрое России  обеспечение взаимодействия граждан Российской Федерации, общественных, в том числе профессиональных объединений, организаций с Минстроем России в целях защиты прав и свобод, учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, осуществления общественного контроля при формировании и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Министерства.
С учетом этого главными направлениями деятельности Общественного совета в 2021 году были мониторинг ситуации в отраслях строительства и ЖКХ, анализ общественного мнения в отношении проводимых в данных сферах мероприятий,  экспертиза проектов соответствующих нормативно-правовых актов в части компетенции Минстроя России, подготовка замечаний и предложений по актуальным направлениям деятельности Министерства.

1. Организационные вопросы деятельности Общественного совета в 2021 г.
1.1. Состав Общественного совета при Минстрое России утвержден приказом Минстроя России от 02.07.2020 № 359/пр. Фактическая численность Общественного совета на 31.12.2021 составила 32 чел.
1.2. В соответствии с решением Общественного совета при Минстрое России от 14.07.2020 созданы 16 Комиссий по направлениям деятельности Общественного совета, а также избраны председатель Общественного совета, его заместители и соответственно руководители комиссий. Решением Общественного совета от 21.10.2021 года дополнительно созданы ещё 2 комиссии и их общее число составило 18.
1.3. В течение отчетного периода при комиссиях сформировано 18 экспертных рабочих групп по конкретным вопросам деятельности комиссий с общим числом входящих в них 506 экспертов.
1.4. Продолжила работу Экспертная группа по мониторингу общественного мнения, в состав которой вошли 26 экспертов в лице представителей ведущих СМИ и пресс-секретарей членов Общественного совета при Минстрое России, а также представители пресс-служб организаций ЖКХ и строительного комплекса.
1.5. В целях обеспечения взаимодействия Министерства и Общественного совета письмом Министерства от 15.09.2020 № 36730-ВЯ/01 за заместителями Министра персонально закреплено сопровождение работы каждой Комиссии по профилю её деятельности.
1.6. В постоянном режиме организовано сопровождение заседаний средствами массовой информации.
По результатам проведения заседаний в обязательном порядке публикуются соответствующие пресс-релизы. Обеспечены постоянные публикации интервью экспертов Общественного совета  в федеральных СМИ: «Известия», ТАСС, АНСБ, Российская газета и др., отражаются выступления членов Общественного совета на федеральных и региональных телеканалах. Информационную поддержку деятельности Общественного совета на постоянной основе осуществляют несколько печатных и интернет-изданий, к примеру, отраслевой журнал «Вестник», «Вестник государственной экспертизы», журнал «Строительный эксперт». Имеется более 6 тысяч ссылок на новости Общественного совета.
1.7. В отчетном периоде продолжила свою работу Ассамблея общественных советов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В Ассамблее региональных общественных советов представлено107 члена из 69 регионов субъектов Российской Федерации. Члены Ассамблеи привлекались к рассмотрению НПА и проведению основных крупномасштабных мероприятий Общественного совета.
1.8. В феврале 2021 года утвержден состав Детского совета при Общественном совете при Минстрое России. В него вошли 28 детей в возрасте от 7 до 14 лет из 10 регионов страны, занимающие активную жизненную позицию, интересующиеся строительством, архитектурой, ЖКХ, экологией. Детский совет призван обеспечить учет информационных потребностей и интересов детей и юношества в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, способствовать повышению престижа профессий данных отраслей в обществе, содействовать участию представителей детского и юношеского сообществ в формировании комфортной городской среды.

2. Некоторые общие показатели независимой внешней оценки деятельности Общественного совета в истекшем году.
В рамках форума «Сообщество» на заседании Круглого стола «Открытость и результативность Общественных советов при федеральных органах исполнительной власти: вчера, сегодня и завтра» 03.11.2021 был представлен рейтинг по оценке эффективности работы Общественных советов при ФОИВ. Общественная палата Российской Федерации оценивала деятельность Общественных советов по пяти параметрам: информационная открытость (наличие сайта и его удобство, наличие собственных новостей, цитируемость, форма для обращений граждан и контакты), активность в соцсетях, регламентная деятельность, медиаактивность и экспертная оценка. По итогам оценки Общественный совет при Минстрое России с большим отрывом занял первое место, набрав 74 балла.  
        
3.Статистические данные деятельности ОС.
В рамках основной деятельности работа Общественного совета при Минстрое России в 2021 году характеризуется следующими показателями:

                                                                              Комиссии        Заседания Совета
                                                                                                          (очные)    (заочные)    ВСЕГО
        
Количество проведенных заседаний              60                        4                  -               64
Количество поручений Председателя
Общественного совета                                            -                        -                    19           19
Количество вопросов,
рассмотренных на заседаниях                            156                       21              19        196
Количество протокольных решений
в протоколах                                                              334                     151                19          504
Количество исполненных
протокольных решений                                       302                     149                19            470

3.1.Общественным советом в новом составе приняты к рассмотрению и даны заключения по 12 проектам нормативных правовых актов, а также рассматривались другие регулирующие документы.
3.2. Проводилась работа по рассмотрению обращений граждан.  В 2021 году поступило более 100 обращений, по всем приняты меры реагирования, направлены ответы заявителям.
        3.3. Члены Общественного совета при Минстрое России принимали участие в работе итоговой годовой коллегии Минстроя России и двух других заседаний коллегии по вопросу реализации национального проекта «Жилье и городская среда».
3.4. Показатели посещаемости информационных ресурсов Общественного совета в сети Интернет за 2021 год:
- собственный сайт Общественного совета http://osminstroy.ru – 16 430 человек,  из них более 8 тысяч новых посетителей, количество просмотров страниц сайта составляет 91 500.
3.5. В декабре 2020 года была создана страница Общественного совета в социальной сети Instagram, а летом 2020 года в YouTube, где размещены видеоматериалы по заседаниям Комиссий Общественного совета и заседаниям Совета, а также сюжеты и ролики о его деятельности.
3.6. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 № 2399  «Об Экспертном совете при Правительстве РФ» и обращением в мой адрес руководства Экспертного совета (по распоряжению Правительства РФ от 23.12.2021 г.  я являюсь членом данного Совета) с участием ряда членов Общественного совета при Минстрое России, особенно председателей профильных комиссий, были оперативно подготовлены и вчера направлены в Экспертный совет Замечания и предложения по рискам реализации Единого плана по достижению национальных целей развития РФ до 2030 года, в части рисков реализации национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», с обоснованием их проблематики, конкретными предложениями по управлению рисками, улучшению ситуации и оценкой социально-экономических последствий от их реализации.
Справочно: Основные из этих рисков:
– риск недостижения целевых показателей по вводу жилья в 2023 году, в 2024 году и к 2030 году;
– риск увеличения стоимости заемных средств, связанного с ростом ключевой ставки Банка России (ипотечные кредиты, проектное финансирование, «проектные бриджи»);
– риск невыполнения в полном объеме целевых значений показателей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» в условиях существенного роста цен на строительные материалы в стране;
– риск незавершения в установленные сроки региональных программ переселения, а также срыва сроков их досрочного завершения в ряде субъектов РФ;
– риск формирования ограничений при выборе гражданами установленных законодательством способов переселения из аварийного жилья;
–  риск существенного ухудшения жилищных условий граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда путем выкупа аварийного жилья, при использовании полученных средств на иные потребительские цели при отсутствии у них другого комфортного и безопасного для проживания жилья;
– риск дефицита и удорожания трудовых ресурсов в строительсьтве и ЖКХ;
– риск дефицита инженерной и транспортной инфраструктуры при комплексном строительстве, в том числе ИЖС;
– риск снижения рентабельности проектов жилищного строительства в регионах с невысокой покупательской способностью населения до уровня, при котором строительство многоквартирного жилья невозможно;
– риск отсутствия модернизированной промышленности строительных материалов и технологий;
– риск отсутствия длинных недорогих кредитных ресурсов для создания фонда некоммерческой аренды, находящейся в муниципальной собственности;
– риск отсутствия сформированного легального, прозрачного рынка арендного жилья;
– риск проявлений потребительского терроризма при сдаче объектов жилищного строительства;
– риск недостижения показателей качества городской среды (а при возникновении аварий – снижение показателей качества), связанный с высоком износом коммунальной инфраструктуры (теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), а также неэффективностью и/или полным отсутствием систем ливневой канализации в населенных пунктах;
– риск несбалансированного развития территорий;
– риск формального учета мнений и интересов граждан в части формирования комфортной городской среды;  
– риск недостижения целевых значений показателя «Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами» национальной цели развития;
– риск недостаточности мер по реализации данного показателя «Снижение выбросов опасных загрязняющих веществ» в отношении ЖКХ.

При этом констатация данных рисков не является утверждением о их безусловной реализации, а лишь требует более внимательно отнестись к локализации ряда факторов, оказывающих негативное влияние на достижение установленных показателей, и принять дополнительные меры по управлению рисками.
  Предусматривается создание при Экспертном совете Рабочей группы по проблемам строительства и ЖКХ, которую мне предложено возглавить. И я благодарен ряду представителей нашего Общественного совета за то, что они откликнулись на мою просьбу войти им в Рабочую группу.
Думаю, что данный консультативный орган при Правительстве РФ будет также являться для нас дополнительной подпоркой в решении амбициозных целей и задач, стоящих перед Минстроем России.

4. Инициативные проекты
4.1.  21.10.2021 года было проведено совместное заседание Общественного совета при Минстрое России и Общественного совета при Росстандарте. В рамках заседания обсуждались вопросы о ведении совместной деятельности Росстандарта и Минстроя России по совершенствованию системы технического регулирования и документов по стандартизации для строительной отрасли и привлечения профессионального сообщества к этой деятельности, в том числе через работу Общественных советов при ведомствах.
4. 2.  Общественный совет 29.10.2021 принял участие в стратегической сессии об открытости государства, проводимой Счетной палатой Российской Федерации в рамках работы по повышению уровня открытости государственных органов власти. Были рассмотрены общие подходы в работе с референтными группами, формирование публичных деклараций, работа общественных советов и качество интернет-ресурсов ФОИВ. По итогам сессии сформированы методические рекомендации по повышению открытости органов государственной власти.  
4.3. В октябре 2021 года был рассмотрен проект Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. По итогам рассмотрения в Минстрой России были направлены предложения и замечания членов Общественного совета. Практически все предложения и замечания, выработанные Общественным советом в 2021 году в части вопросов индивидуального жилищного строительства внесены Минстроем России в состав мероприятий по развитию индивидуального жилищного строительства («Мой частный дом») данной Стратегии.
4.4. В соответствии с предложениями Общественного совета Минстроем России доработан проект Порядка разработки и согласования специальных технических условий (далее СТУ) для разработки проектной документации на объект капитального строительства, сокращено количество СТУ. В рамках данного вопроса инициирована организация рабочей группы для подготовки и проведения совместного заседания общественных советов МЧС России и   Минстроя России по вопросу сокращения количества СТУ в целях рассмотрения данной проблемы и выработки путей ее решения.
4.5. Инициировано внесение изменений в проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», разработанный Минстроем России в целях введения «нулевой» стадии экспертизы-оценки задания на проектирование и технико-экономического обоснования на предпроектной стадии и экспертного сопровождения на стадии проектирования.
4.6.  Инициировано внесение изменений при доработке проекта Изменений № 1 к СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений».
4.7. Инициировано внесение изменений в размещенные на сайте Минстроя России разъяснения к постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 № 2460 «Об утверждении Правил аттестации, переаттестации на право подготовки заключений проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы инженерных изысканий».
4.8. Инициировано проведение совместного заседания трех Комиссий Общественного совета 31 мая 2021 года на площадке Московского государственного строительного университета, в целях рассмотрения современной нормативной базы, удобства её применения всеми участниками строительства (эксперты, проектировщики, застройщики). В итоге было подготовлено обращение в Минстрой России с просьбой учесть предложения при разработке современной нормативной базы, рассмотрены вопросы цифровизации строительной отрасли, подготовки кадров с цифровыми компетенциями, динамичного развития саморегулирования в условиях цифровизации отрасли.
4.9.  В отчетном периоде Общественный совет принимал участие в мероприятиях, направленных на повышение эффективности пилотного проекта по привлечению граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности у российских юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021г. №1694. В частности, в Минстрой России были направлены предложения по оптимизации затрат российских работодателей на релокацию (перевод на новое место работы) указанных иностранных граждан, а также на минимизацию налоговых и административных рисков при осуществлении работодателями таких затрат.
4.10. Общественным советом проведен анализ участия в проектном финансировании застройщиков из регионов РФ, а также опрос застройщиков и ассоциаций строителей из регионов России с целью определения проблематики проектного финансирования и совершенствования системы проектного финансирования.
4.11. Направлены рекомендации в Минстрой России о поддержке обращения в ЦБ РФ с инициативами по утверждению проектов предлагаемых изменений в Указания Банка России с целью снижения нагрузки на кредитные организации со стороны регулятора и снижения стоимости проектного финансирования для застройщиков, использующих счета эскроу.
4.12. Продолжено шефство над Дивеевской школой-интернатом и оказании регулярной безвозмездной помощи воспитанникам этого учреждения.
4.13. Актуальным направлением работы Общественного совета остается вопрос обеспечения строительной отрасли и сферы ЖКХ профессиональными кадрами.
Общественным советом при Минстрое России в 2021 году продолжалась реализация инициативного образовательного проекта «Я-строитель будущего!».
В течение 2021 года в рамках проекта состоялся ряд мероприятий:
- в преддверии Дня строителя 4 августа 2021 г. на площадке НИУ МГСУ состоялось награждение победителей конкурса профмастерства среди инженерно-технических работников в сфере строительства;
- проведен конкурс #СпросиСтроителя-2021 на лучший детский вопрос о строительстве.  Участники конкурса из 42 регионов России направили более 270 вопросов. По итогам голосования экспертного жюри конкурса победителями стали 6 человек в трех номинациях: «Самый оригинальный текстовый вопрос», «Самый оригинальный видео-вопрос» и «Лучший вопрос об истории строительства»;
- организован и проведен конкурс среди СМИ на тему: «Популяризация специальностей в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства». Журналистами и творческими коллективами из 55 регионов России на конкурс представлено более 350 работ. Выбраны победители по 10 номинациям и учреждены два специальных приза;
- членами Ассамблеи региональных общественных советов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства проведен мониторинг деятельности по популяризации и повышению престижа профессий в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства среди детей и представителей молодежи, проводимой в регионах страны;
- Фондом ЖКХ и Общественным советом проведен IV Всероссийский киберспортивный турнир по обучающей компьютерной игре «ЖЭКА» для учащихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций из всех регионов России. Проводились квесты по профессиям в сфере строительства и ЖКХ, внедрялись обучающий интернет-сервис «ЖЭКА-МУЛЬТ» и игровые практики по организации управления многоквартирным домом. Разработан обучающий курс и выпущено учебное пособие «Основы энергосбережения и экологической безопасности» (издательство «Просвещение»), курс внедрен в учебную программу в регионах России;
- Фондом ЖКХ и Общественным советом на базе Всероссийского детского центра «Смена» в Краснодарском крае и Международного детского центра «Артек» в Республике Крым в 2021 году реализовывалась отраслевая школа для детей и подростков. Курс направлен на обучение молодых граждан навыкам участия в городском планировании и развитии территорий, а также воспитание грамотных потребителей жилищно-коммунальных услуг. В ноябре в рамках тематической смены «Школа молодого энергетика» Всероссийского фестиваля энергосбережения и экологии #ВместеЯрче в ВДЦ «Смена» Фонд ЖКХ провел викторину «Все о ЖКХ» и конкурс-макетов «Двор мечты». В декабре состоялась отраслевая смена в Детском лагере «Артек» (Республика Крым) в рамках образовательной программы «Территория развития – городская среда» Всероссийской смены молодых архитекторов и урбанистов;
- Фонд ЖКХ и НИУ «Московский энергетический институт» совместно с Общественным советом провели совместную лекцию о профессиях сфер строительства и ЖКХ, а также мастер-класс «Эковолонтер», в рамках которого ребятам предстояло придумать концепцию по привлечению жителей многоквартирных домов к участию во Всероссийской акции «Международный день соседей»;
- возможность получения первого профессионального опыта и решение актуальных задач отрасли строительства и ЖКХ реализованы на платформе «Профстажировки 2.0» (проект АНО «Россия – страна возможностей» и Общероссийского народного фронта), где в формате кейсов Фондом ЖКХ предложены задачи по повышению энергоэффективности жилого фонда страны. Фондом ЖКХ проведены соревнования;
- Советом по профессиональным квалификациям ЖКХ (СПК ЖКХ) организовано и проведено 3234 урока ЖКХ на основе обучающей игры «Домовой» для старшеклассников в 42 субъектах РФ. Приняло участие 56 838 школьников из 1226 школ;
- Комиссия по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Общественного совета в течение года провела 7 курсов занятий выездной Школы реставрации темперной живописи;
- на базе высших учебных заведений архитектурно-строительного профиля проводились профориентационные мероприятия для детей и молодежи.
4.14. В течение года прошло 2 заседания Детского совета. О создании Детского совета министр доложил Президенту России В.В. Путину, который поддержал эту уникальную инициативу.
Общественный совет при Минстрое России организовал для членов Детского совета в декабре большую познавательную программу мероприятий. В рамках обзорной экскурсии по столице ребята посетили Красную площадь, смотровую площадку МГУ, главный строительный вуз страны – НИУ МГСУ, познакомились с историей города, архитектурой известных зданий, узнали о знаменитых героях отечественной истории. В музее-диораме «Царь-макет» дети изучали города России в миниатюре.
4.15.  В отчетном периоде продолжалась работа в рамках проекта по ускоренной замене лифтов в регионах, проводимая Минстроем России при содействии Комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета. По итогам 12 месяцев 2021 года региональными операторами капитального ремонта законтрактовано работ по замене 18399 лифтов в 70 субъектах Российской Федерации на общую сумму 51,3 млрд. руб. Эти показатели превысили аналогичные показатели за благополучный в части эпидемиологии 2019 год. По отношению к 2020г. прирост составил 15%.
В 2021 году продолжал реализовываться проект ускоренной замены лифтов для владельцев специальных счетов, разработанный Комиссией. В настоящее время проект реализуется в 10 субъектах РФ (Москва, Московская область, Челябинская область, Красноярский край, Архангельская область, Республика Удмуртия, г. Санкт-Петербург, Новгородская область, Волгоградская область, Тверская область), заменено более 400 лифтов.
Совместно с Ассоциацией «РЛО» Общественным советом инициировано обращение в Правительство РФ о бюджетном субсидировании замены лифтов через механизмы факторинга. Данная инициатива осуществляется совместно с Минстроем России и Фондом ЖКХ.
Эксперты Общественного совета принимали также участие в формировании инициативы об использовании контрактов жизненного цикла для замены лифтов в бюджетной сфере, что позволяет ускорить замену лифтов на объектах здравоохранения, в социально-культурных и учебных учреждениях, а также в административных зданиях и на промышленных предприятиях и увеличит объемы производства лифтов и лифтовых компонентов.

Благодарю за внимание!


Вернуться к новостям