
Общественный совет при Минстрое России провел мониторинг мер по популяризации и повышению престижа профессий в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства среди детей и молодежи
Анализ проведен на основании данных, представленных по запросу членами Ассамблеи региональных общественных советов в сфере строительства и ЖКХ.
Проведенный мониторинг показал, что в субъектах РФ проводится работа, направленная на повышение престижа профессий строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства и популяризацию данных специальностей среди детей и представителей молодежи, в том числе при участии общественных активистов.
Вместе с этим необходимо отметить, что в 2020 году ввиду сложившейся эпидемиологической ситуации в стране, ряд мероприятий, как проектных, так и адресных, был отменен или перенесен, а многие проведены в дистанционных и онлайн-форматах.
Ряд реализуемых субъектами Российской Федерации мероприятий по популяризации и повышению престижа профессий в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства предусмотрен Планом мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 366-р, а именно:
- проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 № 1011 «О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии»;
- проведение национального Всероссийского чемпионата «WorldSkills Russia»;
проведение национального конкурса профессионального мастерства «Строймастер»;
- проведение региональных этапов Всероссийского фестиваля энергосбережения и экологии #ВместеЯрче.
В рамках Всероссийского проекта «Школа грамотного потребителя» на сайтах региональных органов исполнительной власти, осуществляющих свои полномочия в сфере ЖКХ в информационно-коммуникационной сети «Интернет» функционирует программа, целью которой является повышение правовой грамотности населения в вопросах жилищно-коммунального хозяйства.
В отдельных регионах проводились:
- ярмарки профессий строительной отрасли, включающие мастер-классы и организацию тематических экскурсий на предприятия строительной отрасли;
- производственные практики для студентов на предприятиях коммунального и строительного комплексов.
Во многих регионах на базе учебных заведений среднего специального и высшего образования были проведены обучающие семинары, конференции, лекции, форумы, «Дни открытых дверей», открытые уроки, а также мастер-классы для учащихся общеобразовательных организаций (в том числе и в дистанционных и онлайн-форматах).
В ряде субъектов РФ на постоянной основе действуют студенческие строительные отряды.
В некоторых регионах организуются выставки, посвящённые строительной отрасли, экскурсии на предприятия сферы строительства и ЖКХ, введена практика встреч ветеранов строительной отрасли со студентами отраслевых учебных заведений.
В отдельных регионах проводился конкурс детского рисунка на тему «Энергосбережение глазами детей».
Как позитивный и достойный тиражирования, необходимо отметить опыт Московской области, где продолжает свою работу базовая Кафедра Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области «Управление городской инфраструктурой и развитием территорий», которая входит в структуру Школы бизнеса и международных компетенций Одинцовского филиала МГИМО.
Также в отдельных регионах проводились оригинальные (самостоятельно инициированные) конкурсы, выставки, игровые мероприятия такие, как:
- конкурсы профессионального мастерства;
- выставки строительной техники с проведением мастер-классов;
- специализированная выставка «Строительство и архитектура»;
- конкурс «Город мастеров»;
- конкурс «Свой дом построю сам»;
- конкурс «Моя профессия-мое будущее»;
- конкурсы детских рисунков «Портрет строителя», «Мы строим будущее!»;
- конкурс детских рисунков «ЖКХ глазами детей»;
- детский конкурс творческих работ «Наш теплый дом»;
- конкурс ученических проектов «Моя профессия – мое будущее»;
- конкурс рисунков «Спасибо работникам ЖКХ»;
- конкурс детского рисунка «Мой папа строитель»;
- художественный конкурс «Мой красивый Красноярск»;
- конкурс по росписи фасадов домов «Город глазами молодых»;
- конкурс сочинений «Мой путь в профессию»;
- региональные этапы чемпионата по обучающей онлайн-игре «ЖЭКА»;
- конкурс «Битва сварщиков»;
- обучающий проект «PROЖКХ»;
- конкурсы профориентационных страниц на официальных сайтах (интернет‐представительствах) общеобразовательных организаций;
- конкурсы «За высокую эффективность и развитие социального партнерства», «Самая безопасная строительная площадка», «Лучший по профессии», «Лучшие практики подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена»;
- конкурс профессионального мастерства «Мастер-золотые руки»;
- областная научная конференция «Развитие инженерной мысли: от прошлого в будущее»;
- конкурс «Строймастер.Дети»;
- архитектурный квест «Архистойкость»;
- фестиваль научно-технического творчества «Техноград»;
- деловая игра по различным кейсам ЖКХ «Кейс-коллаборация».
Мониторинг показал, что в ряде регионов на постоянной основе проводятся адресные тематические мероприятия:
- единые родительские собрания по вопросам профориентации обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе в онлайн-формате);
- каникулярные архитектурно-строительные школы;
- тематические площадки по вопросам ЖКХ при проведении междворовых праздников «День соседей»;
- акции для привлечения поступающих абитуриентов на строительные специальности строительных ВУЗов.
Вместе с этим необходимо отметить, что в ряде регионов мероприятия, направленные на повышение престижа профессий строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства и популяризацию данных специальностей среди детей и представителей молодежи, в том числе при участии представителей общественности, не проводятся.
Это связано, по мнению представителей субъектов РФ, с отсутствием необходимых средств на их проведение, либо с отсутствием необходимых организационно-управленческих и административных решений.
В этой связи необходимо выстроить межрегиональные коммуникации с обязательным привлечением представителей общественности по вопросам, связанным с повышением престижа профессий строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства и популяризацией данных специальностей среди детей и представителей молодежи.
Это позволить тиражировать лучшие практики и интегрировать передовой опыт отдельных регионов в другие субъекты РФ для, того, что бы меры по популяризации приняли системный характер.
В частности, к таким регионам относятся Белгородская, Брянская, Курская, Московская, Новосибирская, Ульяновская, Ярославская области, Республика Башкортостан и Ханты-Мансийский автономный округ.