Общественный совет направит письмо с предложением о необходимости госфинансирования жилых домов-памятников

Новости

Общественный совет направит письмо с предложением о необходимости госфинансирования жилых домов-памятников

Комиссия по сохранению объектов культурного наследия на совещании 12 марта обсудила тему ремонта домов-памятников. По мнению экспертов, необходимо внести изменения в Жилищный кодекс и федеральные законы, которые бы закрепили государственное софинансирование ремонта таких объектов. Мероприятие прошло под председательством Вячеслава Фатина.

Вопрос ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия (МКД-ОКН), обсуждается
на разных экспертных площадках. Как отметил Вячеслав Фатин, он затрагивался и 5 февраля на заседании Общественного совета при Минстрое России, где было предложено обратиться в Правительство Российской Федерации по вопросу внесения изменений в жилищное законодательство в части установления обязанности софинансирования работ и (или) услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия из бюджетов разных уровней.
По мнению руководителя Комиссии по ЖКХ Ирины Булгаковой, которая выступила на заседании, вопрос требует оперативного решения именно на федеральном уровне. По данным на 1 января 2019 г., на территории 66 субъектов Российской Федерации расположены порядка 13 тыс. МКД-ОКН. Источником оплаты капитального ремонта МКД-ОКН, являются взносы на капитальный ремонт, которые уплачиваются собственниками помещений
в многоквартирных домах, поскольку такие дома также включены
в региональные программы капитального ремонта, утвержденные
на территории регионов.
Стоимость ремонта МКД-ОКН в два раза выше обычных МКД. Так, например, в Москве ремонт одного квадратного метра фасадов составляет примерно 11 тыс. рублей, а домов ОКН - от 20 до 80 тыс. При этом собственники помещений в таких домах платят взносы наравне с остальными собственниками помещений в домах.
Большинство домов в программах капитального ремонта выбрали способ накопления средств на счете регионального оператора, а, в силу закона, средства собственников на счетах оператора могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества любых многоквартирных домов. Это может привести к тому, что возвратность средств за проведенные работы на МКД-ОКН не будет обеспечена в разумные сроки или не будет обеспечена вовсе. Из-за этих факторов восстановление МКД-ОКН переносится на более поздние сроки.
«Для решения вопроса осуществления капитального ремонта МКД-ОКН предлагается законодательно закрепить необходимость оказания финансовой поддержки на проведение работ на МКД-ОКН из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в зависимости от категории историко-культурного значения объекта культурного наследия муниципального, регионального, федерального значения», - считает Ирина Булгакова.
По ее мнению, состояние многих домов требует оперативного решения, поэтому  необходимо либо принятие изменений в жилищное законодательство
и установление обязательности софинансирования работ по капитальному ремонту МКД-ОКН, либо исключение многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, из региональных программ капитального ремонта и проработки иных механизмов финансирования реставрации таких объектов из-за невозможности осуществления реставрации исключительно за счет средств собственников.
Эти предложения поддержаны регионами, например, Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области считает, что  из-за низкого уровня бюджетной обеспеченности и дотационности регионов требуется разработка отдельной федеральной программы капитального ремонта жилых домов-памятников.  
По мнению директора Института социальных исследований и развития гражданских инициатив Максима Петунина, предложение об исключении многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, из региональных программ капитального ремонта до подготовки иных механизмов финансирования их реставрации проводить не следует.
Об опыте субсидирования ремонта МКД-ОКН со стороны субъекта РФ рассказали представители Москвы и Санкт-Петербурга. У каждого региона собственный подход к организации такого финансирования. В Москве выявлено 362 жилых дома-памятника, сейчас реализуется 8 пилотных проектов. Субсидирование зависит от разницы между ценой капремонта и видов работ, требующихся для реставрации, реконструкции, консервации или приспособления ОКН.  Дельта возвращается после окончания всех работ.  В Санкт-Петербурге - 1850 многоквартирных домов-памятников, работы начаты по 255 объектам, закупки произведены по 56 объектам. Правительство города выделяет недостающие средства на проект, который получил положительное заключение экспертизы.
Эксперты также обсудили проблемы, которые возникают при ремонте домов - памятников, в том числе вопросы возвращения исторического облика и внесения в перечень обязательных работ по капремонту некоторых позиций, например, ремонта перекрытий и обустройства противопожарной системы.
По словам руководителя Экспертного совета при Комиссии по сохранению объектов культурного наследия Давида Якобашвили, на федеральном уровне необходимо вести мониторинг домов-памятников, чтобы государственная поддержка была достаточной и адресной.
Свое мнение о проблеме также высказали член Экспертного совета при Комиссии по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, экспертного совета Ассоциации НОСТРОЙ Ирина Кузьма; представитель Фонда ЖКХ ВладимирТалалыкин;  замдиректора Департамента культурного наследия г. Москвы Сергей Мирзоян,  - заместитель генерального директора ООО «СтройРесурс» Алексей Уткин.
По итогам заседания будут сформировано предложение в адрес главы Общественного совета при Минстрое России Сергея Степашина.
Вернуться к новостям