Лучший материал о профессиях

Новости

Лучший материал о профессиях

Публикуем материал, победивший в специальной номинации конкурса СМИ "Созидание и развитие", учрежденной Общественным советом в рамках проекта "Я- строитель будущего!". Вашему вниманию представляем материал Аллы Ленько (отраслевой журнал "Вестник") "Человек-оркестр".

ОБ ЭТОМ СПЕЦИАЛИСТЕ КОЛЛЕГИ ГОВОРЯТ ТАК: ОН СПОСОБЕН РЕШИТЬ ЗАДАЧУ ЛЮБОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ.

Знакомьтесь: Иван Бояринцев, инженер по автоматизации и диспетчеризации технологических процессов УК «Территория» г. Екатеринбурга, разработчик ПО для ЖКХ, радийщик и велоспортсмен. Окончил Екатеринбургский радиотехнический техникум (сегодня — УРТК им. А.С. Попова), радиоэлектроникой увлекся еще в школе.

Иван, помните, в каком возрасте появился интерес к технике, к программированию?

В очень раннем. Отец, дед, дядя — они всем этим интересовались и меня увлекли. В свои 10 лет я уже умел паять и собирать простейшие электронные схемы. Мечтал о компьютере. Это были 90-е годы, далеко не у всех они тогда были. С горем пополам выпросил у родителей. Правда, это был российский аналог ZX-Spectrum. Впрочем, его было достаточно, чтобы делать первые шаги в программировании. Изучал некоторые доступные для данной платформы языки программирования — ходил в библиотеки в поисках информации, интернета тогда у меня еще не было. Спустя три года удалось уже выпросить и современный по тем меркам компьютер. И круг повторился.


В современном ЖКХ без этих знаний и навыков, без программирования, я так понимаю, невозможно?

Да. Это реальность современного развития АСУТП (автоматизация систем управления технологических процессов. — Прим. ред.), когда наибольшую часть работы берет на себя программируемый логический контроллер (ПЛК). В этом есть свои плюсы и минусы. Из плюсов — гибкость создаваемого процесса, масштабируемость. В режиме онлайн можно изменить параметры, и система поведет себя по-другому. Если что-то произошло неучтенное в технологическом процессе, то с высокой долей вероятности не надо будет докупать что-либо из оборудования, а можно просто подкорректировать, создав новую версию программы. Из минусов же — привязка к конкретному контроллеру и конкретному программисту. Контроллер — по сути мозг всей системы автоматики. И если он выйдет из строя, то заменить-то его, конечно, можно, купив такой же, но кто его будет программировать — это вопрос. Потому что обычно исходный код не передается заказчику. Что тогда делать? Обращаться на предприятие, на котором он был запрограммирован или к конкретному программисту, который его «зашивал»? Или к стороннему программисту? А знает ли он все тонкости процесса, которым управлял подлежащий замене контроллер?

Ведь чтобы работать «киповцем» (специалист, устанавливающий и обслуживающий контрольно-измерительные приборы и автоматические системы. — Прим. ред.), недостаточно просто знать автоматику, уметь программировать и паять. «Киповец» должен достаточно глубоко понимать те процессы, которые необходимо автоматизировать, понимать, что с чем и как связано. Ведь нередко бывает так: вызывают на неисправность, приезжаешь, смотришь на систему — вся автоматика исправна, ничего не сломалось, но почему-то она не работает или работает плохо. Почему? Впоследствии выясняется: автоматика не может работать потому, что, например, забился сетчатый фильтр и снизился поток воды, то есть изменились гидравлические характеристики системы, при которых не может работать никакая, даже самая современная автоматика. И «киповец» тут ни при чем. Просто нужно попросить слесаря-сантехника, допустим, вскрыть данный фильтр и прочистить его. И все, вопрос снят.

Еще пример: такие ситуации происходят каждый сезон и не по разу. Говорят: произошло завышение обратной температуры теплоносителя, надо отрегулировать, понизить температуру. Приходишь на объект и понимаешь: сделать ничего не могу, так как «завышение обратки» происходит вследствие загрязнения теплообменника. Не всегда, но в том числе. И якобы неполадки в автоматике здесь совершенно ни при чем. Нет этих неполадок. Говоришь: разбирайте и мойте теплообменник, после этого само все восстановится.


Есть собственные разработки?

Да, я их выполняю по мере необходимости. Например, разработал контроллер и ПО для управления насосами в составе насосной станции повышения давления. Мне когда-то сторонняя организация поставила такую задачу — максимально экономно и без ухудшения характеристик найти замену регулярно выходящему из строя дорогому электронному оборудованию, которое на тот момент уже сняли с производства. Я все свои выходные, все новогодние праздники 2016 года потратил на первую заготовку. Протестировал на одном из объектов, произвел некоторые доработки прямо на объекте в реальном режиме. И уже в марте 2016 года была произведена первая коммерческая работа.

Это что касается насосных станций повышения давления. Но есть же и другие станции — дренажные, канализационные, управления насосами циркуляции, подпитки, даже телеметрии и так далее. И по этим направлениям я тоже разрабатывал различные решения. Просто на том проекте, связанном с насосной станцией повышения давления, ушло больше времени на разработку, она была пока сложнее всех и стала в хорошем смысле громко нашумевшей в узких кругах.

Иван, если не ошибаюсь, у вас довольно обширный профиль работ. Вы занимаетесь не только ремонтом оборудования, в том числе требующего капитальных вложений, но и сборкой, монтажом и пусконаладкой шкафов управления ИТП и насосным оборудованием, пишете ПО. Какое направление вам интереснее? А что в работе, напротив, скажем так, «съедает вашу энергию»?

Мне интересны все направления, весь круг моих должностных обязанностей в компании. У меня нет такого: это я хочу делать, а это не хочу.

Но вот что действительно порой вызывает неприятные эмоции — это столкновения с неоправданно негативными отзывами от собственников жилых помещений. К сожалению, часто у некоторых собственников жилых помещений само понятие «управляющая компания» ассоциируется с понятием «компания, которая гребет деньги жильцов и при этом ничего не делает». Они заблуждаются. Они смотрят только на наружную сторону дома, двора. Смотрят, покрашены ли заборы, скамейки, посажены ли цветы, убран ли мусор и так далее. Но это все, по сути, фантики. Мало кто знает и представляет, сколько еще работы происходит — в подвале, на чердаке, кровле, чтобы обеспечивать комфорт проживания, чтобы вода была как холодная, так и горячая, чтобы затопления подвалов не происходило, чтобы отопление работало, лифты и тому подобное. И вот когда ты сталкиваешься с тем, что тебе говорят «я два месяца назад заявку подала…», а ты в ответ аргументированно жильцу объясняешь, что не все заявки можно выполнить здесь и сейчас, что иногда требуется комплексное исследование, так как дома сложные, но тебя не слышат — вот такое взаимодействие с жильцами очень расстраивает.

Ведь я и на своем примере, и на примере коллег вижу, сколько времени, сил отдается работе, жильцам. Когда все подчинено работе, конечно, эмоционально выгораю. И очень неприятно, когда сталкиваешься с непониманием со стороны некоторых собственников жилых помещений, с необоснованными претензиями. Да, повторюсь, мало кто понимает, сколько работы делают специалисты, чтобы в домах было комфортно жить. Но мне порой кажется, что есть те, кто даже не хочет это понимать и представлять.


Рынок строительных ресурсов в последние годы активно меняется. По сути, это, как мне видится, началось несколько лет назад с удорожанием цен в металлургической отрасли, а также с задачами по импортозамещению. На вас в связи с этим при участии в проведении работ капитального ремонта ложится какая-то дополнительная нагрузка? Что помогает в условиях этого быстро меняющегося рынка оперативно ориентироваться?

Вы сейчас затронули тему импортозамещения. Тема хорошая. Как и само импортозамещение, это дело нужное. Но есть, конечно, и вопросы. Например, что делать, если уже установлено оборудование иностранного производителя. На это оборудование в рамках текущего ремонта требуются запчасти. Да, сейчас все работает. Но когда-то же все выходит из строя. Импортного нет, нужно наше. Но пока по ряду направлений оно отстает не только по качеству, но и по удобству в работе специалиста. Я надеюсь, что в ближайшем будущем будут изменения к лучшему с точки зрения отечественных аналогов. Я сейчас говорю именно о своем направлении деятельности, исходя пока из того спектра оборудования, что доводилось видеть.

Сфера ЖКХ действительно довольно сложная и с точки зрения уровня ответственности, и с точки зрения психологической — те же коммуникации с жильцами, например. Что вам помогает перезагрузиться?

Если есть время, то периодически участвую в разных спортивных соревнованиях по велоспорту, радиоспорту, работаю в радиоэфире, в том числе веду их из полевых условий. Путешествовать люблю. Но чаще тоже на велосипеде, совмещаю эти поездки с автотурами.


Автор: Алла Ленько
https://vestnikstroy.ru/articles/building/chelovek-orkestr/?sphrase_id=41943



Вернуться к новостям