Лифт с риском для жизни: каждый пятый подъемник в стране выработал свой ресурс Потребители могут требовать компенсацию за поездку в лифте, выработавшем свой ресурс

Новости

Лифт с риском для жизни: каждый пятый подъемник в стране выработал свой ресурс Потребители могут требовать компенсацию за поездку в лифте, выработавшем свой ресурс

Без лифта для очень многих людей стали бы недоступными их собственное жилье и квартиры их близких, места, где они работают, отдыхают, получают необходимые услуги. Вряд ли кто-то представит такое всерьез. Между тем похоже, что такая перспектива вовсе не исключена. Конечно, одномоментно подобное не случится, но ситуация развивается именно в таком направлении.

Сужу по сообщениям о том, что обсуждали специалисты на ежегодной конференции российских лифтовиков, прошедшей в Москве 22 и 23 ноября. Во-первых, темпы замены в многоквартирных домах лифтов, исчерпавших срок службы, и прежде недостаточные, в последние три года неуклонно замедляются. Каждый пятый из почти полумиллиона лифтов в стране выработал свой ресурс, но продолжает эксплуатироваться. Так что если из-за технического отказа лифта кто-то пострадает, отвечать будет не изготовитель, а собственник здания, разрешивший его эксплуатацию. В жилых домах от его имени действует управляющая компания, собственники же — мы с вами — в таком лифте ездим, как правило, не зная и даже не задумываясь о риске.
(....) новые лифты, их монтаж, содержание и обслуживание стали дороже. В большинстве регионов не могут самостоятельно обеспечить необходимую замену из-за слабости муниципальных и региональных бюджетов и неготовности населения платить больше за капитальный ремонт. Значит, нужна федеральная программа обеспечения безопасности лифтового хозяйства страны, которая предусматривала бы финансирование необходимых расходов (для более богатых регионов — их софинансирование) из федерального бюджета. И принимать ее надо как можно скорее, поскольку со временем проблема будет только обостряться и увеличивать риски аварий и гибели людей. О ее остроте сужу по данным Лифтового союза: в 2019 году в шести российских регионах более 25 лет эксплуатировались две трети лифтов, еще в двадцати — половина. Две трети всех замен шли в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, причем задачу начать в ближайшие два года заменять все лифты сразу после 25 лет эксплуатации ставила перед собой только Москва. В Санкт-Петербурге же заменялось их ежегодно вдвое-втрое меньше, чем исчерпывало свой ресурс.

За следующие четыре года ситуация принципиально не улучшилась, скорее наоборот: новые лифты, их монтаж, содержание и обслуживание стали дороже. В большинстве регионов не могут самостоятельно обеспечить необходимую замену из-за слабости муниципальных и региональных бюджетов и неготовности населения платить больше за капитальный ремонт. Значит, нужна федеральная программа обеспечения безопасности лифтового хозяйства страны, которая предусматривала бы финансирование необходимых расходов (для более богатых регионов — их софинансирование) из федерального бюджета. И принимать ее надо как можно скорее, поскольку со временем проблема будет только обостряться и увеличивать риски аварий и гибели людей.

Мне кажется, в основу такой программы стоило бы положить принцип контракта жизненного цикла лифтов, который обсуждался на недавнем заседании Общественного совета при Минстрое России. Собственнику здания предлагается впредь для удовлетворения нужды в лифте заключать один контракт с изготовителем или дилером, берущим на себя ответственность, помимо самого лифта, также за его монтаж, содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт в течение срока службы. В таком случае изготовители и дилеры будут максимально заинтересованы в качестве своих работ на каждом этапе, а конкуренция должна обеспечить справедливость цен. Такая модель также может стимулировать изготовителей и дилеров привлекать покупателей удобными финансовыми моделями лизинга или рассрочки платежей с участием банка.

Со всем этим надо бы поспешить. Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» прямо запрещает с 15 февраля 2025 года эксплуатацию лифта сверх срока службы, если не проведена оценка его состояния и по ее результатам не принято решение о продлении этого срока на определенный период или о проведении работ по его модернизации, после чего срок службы будет продлен. Основная часть просроченных лифтов до сих пор такую оценку не прошла. Значит, в отношении управляющих компаний, не выведших их из эксплуатации, должны будут возбуждать административные дела по статье КоАП о нарушении требований технического регламента, создающем угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей; за это положен штраф до 600 тыс. рублей.

полный текст читайте https://www.mk.ru/social/2023/11/30/lift-s-riskom-dlya-zhizni-kazhdyy-pyatyy-podemnik-v-strane-vyrab...
Вернуться к новостям