Кто не успел, тот не аванс

Новости

Кто не успел, тот не аванс

Белый дом начал работу по балансировке распределения рисков между бизнесом и государством, ограничивая поступление госсредств в экономику. После того как в 2022 году инвестиции поддержали бюджетные вливания, основными источниками капвложений в 2023 году должны стать частные средства и банковские кредиты, считают в Минэкономики. Одновременно правительство сократит раздачу бесплатных «бюджетных кредитов» бизнесу за счет пересмотра условий авансирования госконтрактов на 2023 год — теперь поставщики при казначейском сопровождении смогут получить авансом максимум до 50% стоимости контракта, а не 90%, как в 2022 году.

Правительство продлило на 2023 год особые условия авансирования госконтрактов: поставщики смогут получить от заказчиков до 50% от суммы контракта при условии его казначейского сопровождения. Для контрактов, не подпадающих под казначейский контроль, предельный размер аванса ограничат 30% его стоимости, пояснили “Ъ” в Минфине.

«Повышение размера авансирования даст организациям доступ к дополнительным ресурсам, поможет им быстрее и эффективнее решать поставленные задачи при обеспечении безусловного контроля за расходованием бюджетных средств»,— отмечают в правительстве, однако на деле Белый дом начинает сворачивать раздачу авансов.

Гибкое управление возможностями авансирования госконтрактов правительство применяет с 2020 года — инструмент позволяет увеличить скорость поступления бюджетных средств в экономику и поддержать бизнес в условиях кризиса. В 2022 году предельный размер аванса по госконтрактам составлял 90% при условии казначейского сопровождения, при авансах до 50% такой контроль не требовался. До этого, согласно постановлению о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, норма предполагала те же 90% при казначейском сопровождении и 30% без него. В 2023 году, однако, повышенный размер авансирования до 90% сохранится только для госконтрактов с сопровождением, которые касаются объектов капстроительства на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, следует из постановления №348 от 6 марта.

Такое сокращение объемов авансирования должно снизить скорость поступления бюджетных средств в экономику — почти полное покрытие контракта позволяло поддержать поставщиков благодаря де-факто бесплатным кредитам из бюджета и было введено после начала военной операции РФ на Украине для снижения рисков поставщиков в условиях неясных экономических последствий.

Бизнес об авансах по госконтрактам
Как отмечает глава комиссии по проектному финансированию Общественного совета при Минстрое Рифат Гарипов, в 2022 году застройщики «оценили» обязательное повышенное авансирование, позволяющее иметь оборотные средства, не обращаясь за дорогими кредитами.

Гендиректор АО «Югинвестпроект» Илья Пономарев отмечает, что эта мера «не является кардинальным решением — должна быть оптимизирована сама система государственной контрактации, но в условиях сжатых сроков и масштабных задач может рассматриваться как эффективное, хоть и локальное решение». Однако, полагает он, при добросовестном исполнении контракта размер авансового платежа должен быть обусловлен не формальным лимитом, а реальной необходимостью. Кроме того, существенным фактором является вопрос необходимости гарантийного обеспечения аванса и учета стоимости этих гарантий в стоимости контракта. По мнению же господина Гарипова, с точки зрения ритмичной организации процесса строительства «аванс в размере до 50%, пожалуй, предпочтительнее авансирования до 90%, так как снижает риски перераспределения затрат на начало строительства, тогда как его завершение тоже весьма затратная часть строительного проекта».

Евгения Крючкова
Подробнее Кто не успел, тот не аванс – Газета Коммерсантъ № 39 (7484) от 09.03.2023 (kommersant.ru)
Вернуться к новостям