Эксперты предложили пул мер, которые могут увеличить число регионов, участвующих в программе субсидирования низкомаржинальных проектов

Новости

Эксперты предложили пул мер, которые могут увеличить число регионов, участвующих в программе субсидирования низкомаржинальных проектов

Программа субсидирования низкомаржинальных проектов может применяться только в 49 регионах. В целях увеличения доступности программы Комиссия по проектному финансированию Общественного совета при Минстрое России предложила внести изменения в условия предоставления субсидии. Заседание прошло 8 апреля под председательством Рифата Гарипова.

Участники заседания обсудили проблемы и перспективы проектного финансирования строительной отрасли, в том числе подходы к мониторингу и подготовке аналитических материалов, регламент сроков выдачи проектного финансирования; механизм контроля соблюдения этих сроков банками; сокращение сроков раскрытия счетов эскроу; предложения по поддержке региональных застройщиков, реализующих низкомаржинальные проекты.
Руководитель Экспертной рабочей группы по рассмотрению проблемных вопросов в области проектного финансирования строительной отрасли Эдуард Самигуллин представил отчёт о проделанной работе и анализ текущей ситуации с проектным финансированием в России.
По его словам, доля строящегося жилья c применением проектного финансирования составляет 48,3% (порядка 48 млн кв.м). Лидеры - Приволжский, Дальневосточный, Уральский округа (57,8%, 60,6%, 65,5% соответственно). В городах с населением до 250 тыс. чел. доля ПФ составляет 45,1%. Особо аналитики отметили низкую долю возводимого жилья с ПФ (40,2%) в городах с населением от 50 до 100 тыс. человек. В 14 субъектах РФ коэффициент проникновения проектного финансирования ниже 30%, в четырех - таких проектов нет совсем. Анализ активности банков, предоставляющих полный перечень услуг по ПФ, свидетельствует, что из 31 банка 24 — малоактивны.
Основным вопросом повестки стала подготовка предложений по поддержке "малых застройщиков" — девелоперов, реализующих низкомаржинальные проекты в регионах. В целях повышения доступности проектного финансирования для малых региональных застройщиков эксперты рекомендовали Общественному совету внести на рассмотрение в Минстрой РФ предложение о распространении действия программы субсидирования на регионы с низкой долей охвата проектного финансирования, в том числе увеличить предельную стоимость проектов жилищного строительства, которые могут участвовать в программе субсидирования. Они также считают важным уточнить требования об отсутствии у застройщика неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Еще одна мера: законодательно зафиксировать распределение и закрепление выделяемых банками субсидий до начала финансирования (при одобрении проектов на участие в программе). При обсуждении проблем застройщиков эксперты обратили внимание на взаимосвязь сокращения сроков выдачи проектного финансирования и унификации запрашиваемого пакета документов. Предложено проработать единую унифицированную форму финансовой модели проекта, постатейных сводно-сметных расходов, графика финансирования, графика строительства, квартирографии.
По словам председателя комиссии Рифата Гарипова, в настоящее время программа субсидирования низкомаржинальных проектов с целью получения проектного финансирования применяется только в тех субъектах Российской Федерации, в которых среднедушевые денежные доходы населения за 1 квартал 2020 г. на 15 и более процентов ниже среднедушевых доходов населения в целом по Российской Федерации. Соответственно, программа субсидирования низкомаржинальных проектов может применяться только в 49 регионах со среднедушевым доходом менее 26 790 руб. Поэтому в программу субсидирования не попали многие регионы Дальнего Востока, Арктической зоны (Мурманская область, Республика Коми, Ненецкий Автономный округ) и другие. "Низкую маржинальность проектов жилищного строительства в этих зонах обуславливает высокая стоимость строительства в указанных регионах", — отметил Рифат Гарипов.
По данным Росстата в 2020 г. средняя стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилых помещений во введенных в эксплуатацию жилых домах квартирного типа в Республике Коми составила 53 201 руб., тогда как средняя цена 1 кв. м. общей площади квартир на рынке жилья за 4 квартал 2020 г. по данным ЕМИСС составила всего 50 649 руб. В Ненецком Автономном округе стоимость строительства 1 кв. м жилья составляет 62 461 руб., а цена 1 кв. м — 66 107 руб. Таким образом, средняя доходность от проектов составляет всего 5,8%, что недостаточно для получения проектного финансирования.
Резолюция по итогам заседания будет направлена Председателю Общественного Совета Минстроя РФ.
Вернуться к новостям