Более 90 процентов долгов за ЖКУ можно вернуть

Новости

Более 90 процентов долгов за ЖКУ можно вернуть

В пресс-центре МИЦ «Известия» прошел круглый стол совместно с Общественным советом при Минстрое России на тему: «Рост коммунальных долгов: можно ли решить проблему?». По мнению экспертов, более 90 процентов долгов можно вернуть при условии грамотной работы с населением и юридическими лицами-должниками.

За I квартал 2021 года долги за ЖКУ в России выросли до 1,33 трлн рублей, что почти на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По данным Росстата, по итогам 2020-го показатель был равен 1,29 трлн, 2019-го — 1,18 трлн рублей. Журналисты «Известий» получили информацию, что во время пандемии собираемость платы за ЖКУ с населения снизилась, в некоторых регионах — до 60%. В Минстрое говорят, что платежная дисциплина граждан в прошлом году снизилась до 94,7% с 96% в 2019-м. Почему плата за жилищно-коммунальные услуги в России ежегодно увеличивается и как повлияла пандемия на ежегодный прирост объема долгов обсуждали на круглом столе руководитель комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое Ирина Булгакова, член Общественного совета, Председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая, эксперты ОС директор ассоциации управляющих компаний НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая и директор ассоциации расчетных центров Ольга Селляхова, а также исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов, член комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Дмитрий Гордеев.
Эксперты полагают, что у проблемы есть объективные причины, часть которых кроется в платежеспособности населения, а другая в непрозрачности работы сферы ЖКХ.
Так, одним из решений могло бы стать увеличение субсидий для нуждающихся категорий населения. «Субсидии получают сегодня те граждане, у кого плата за ЖКУ составляет более 22% от семейного бюджета. Доля таких людей с субсидиями 5%. Это мало, ведь нуждаются реально в несколько раз больше. Мы в Общественном совете формирует инициативу об уменьшении порога до 15 % и будем предлагает это Минстрою России. К сожалению, идет сдерживание роста коммунальных платежей, а потому многие компании ЖКХ находятся в тяжелом финансовом состоянии», - отметила Ирина Булгакова. Она пояснила, что 1,3 млрд руб. долгов – это цепочка неплатежей, тянущихся от жителя или юридического лица к ресурсным организациям через УК. Решить проблему и взыскать долги крайне сложно, итогом является недостаточное качество услуг. «Из 5 трлн, которые составляет рынок ЖКУ, отрасль недополучает почти четверть. Именно этих денег и не хватает на ремонты, уборки, квалифицированные кадры и так далее», - констатирует она.

Нельзя отрицать, что пандемия сказалась на ЖКУ, считает Татьяна Вепрецкая. Люди не платили, поскольку сначала не знали, будут ли средства на жизнь вообще. Второй виток пандемии ситуацию усугубил: УК отметили эффект торможения платежей, они также начали большую разъяснительную работу, что улучшило платежную дисциплину. В текущем году платежи стали взыскивать через суд. Однако проблема в том, что не только обычные граждане не платили за жилье, большие долги возникли у бизнеса, многие компании просто перестали существовать, взыскивать стало не с чего, начались банкротства.
По словам Натальи Невмержицкой, стала особенно очевидна проблема судопроизводства: «Мы не можем получить персональные данные должников. И это огромная проблема – никто не обязан сообщать нам о смене собственника, и поэтому расчетные центры выставляют долги на старых собственников, которые к этим долгам отношения не имеют».
По мнению Ольги Селляховой, многие проблемы можно решить, если более адресно работать с плательщиками. «У нас не очень прозрачная система начисления, и чтобы человек со всем согласился и принес деньги, ему надо объяснить. Многие люди -  в сложном положении, но они готовы платить в два этапа, если появится такая возможность. Наши организации стоят ближе всего и к людям, и к банкам, мы стремимся сделать все удобно и технологично. В пандемию многие люди искали возможность платить из дома, в то числе самые ответственные – пенсионеры и получатели субсидий. Самое простое дать им такую возможность – оплатить одним кликом на смартфоне или компьютере. Удобство выходит на 1 место. Обычно нерегулярно платят состоятельные люди, для них все эти пени и платежи – копейки, потому они вспоминают о платежках  раз в полгода месяца. Самая действенная мера – напоминание и обзвон всех плательщиков, они готовы оплатить сразу после напоминая», - говорит эксперт.
Ирина Булгакова сформулировала общие предложения, которые позволят увеличить собираемость платежей до 96 процентов и выше. Это повышение адресности субсидий, прозрачность начислений, удобство оплаты. Проблемы юриц могут быть решены в плоскости достаточности тарифа, привлечения собственника к ответственности, даже если это муниципалитет или Миноброны. Также эксперты считают важным проработать механизм упрощенного списания долгов, которым более трех лет.
Вернуться к новостям